
Как сообщает «Газета Недели», вминувший четверг в назначенное время не состоялся утренний рейс из Саратова до Москвы. Его пришлось ждать около часа. Из-за этого задержался и обратный вылет. Правда, уже на 22 минуты. Больше всех пострадали желающие отправиться в Санкт-Петербург — им пришлось томиться и гадать о причинах невылета около двух с половиной часов. А если учесть, что по закону регистрация пассажиров начинается за два часа до отправления, то люди провели в ожидании гораздо больше времени. В общей сложности так или иначе пострадали около 360 клиентов ОАО «Саравиа».
Официальных версий случившегося две. Для работников предприятия объяснение сформулировано так: «самолёт с малым ресурсом». Для обывателя приготовлены более простые объяснения — о «технической неисправности самолёта». Главный инженер авиационно-технической базы «Саравиа» Алексей Шуваев: «В связи с неисправностью основного воздушного судна, которое используется на линии Саратов — Москва — Саратов,накануне было принято решение об использовании резервного воздушного судна. Вторая машина была исправна. Но в связи с прогнозируемой метеообстановкой экипаж принял решение не лететь».
Добавить ясности помогут сведения из неофициального источника. Действительно, у основного борта маршрута Саратов — Домодедово — Саратов нашли неисправности и заменили его резервным. Второй самолёт к полёту был готов, но начальник инспекции по безопасности полётов - заместитель генерального директора «Саравиа» Дмитрий Мельников, который должен был лететь проверяющим на этом рейсе, принял решение из города не вылетать. Свои действия он аргументировал тем, что гидрошланг самолёта имел ограниченный ресурс— всего на три лётных часа, после чего его требовалось заменить. По мнению начальника инспекции, случись нештатная ситуация, например из-за непогоды, времени на дорогу до запасного аэропорта не хватило бы.
Есть и другая версия. Согласно ей, на предполётную подготовку рейса на 6:50 просто не явился экипаж. И скорее всего, именно из-за этого проверяющий начал покрывать своих коллег, зацепившись за ограниченный ресурс одного из агрегатов самолёта. В результате было принято решение использовать другой борт — тот, который должен был лететь на Санкт-Петербург в 10:30. Ситуация с самолётами на предприятии, как можно догадаться всем, кто их услугами когда-либо пользовался, не самая лучшая. В последнее время из-за поломок из строя вышли несколько бортов, поэтому возникает нехватка — каждый самолёт распланирован на целый ряд рейсов. И выбытие одного борта нарушает всю схему полётов, что и случилось. Желающие попасть в Северную столицу ждали, пока их самолёт слетает в Москву и обратно, пройдёт осмотр, дозаправку, после чего и заберёт их. В неизвестности пребывали и пассажиры Саратовских авиалиний, находившиеся в Москве, Пензе (так как питерский самолёт делает там посадку) и самом Санкт-Петербурге.
Теперь «Саравиа» предстоит выплатить гражданам разницу между стоимостью билетов бизнес- и экономклассов, так как на том самолёте, на котором пассажиров наконец отправили в путь, не было комфортабельных мест. По приблизительным подсчётам, компании придётся расстаться со 186 тысячами рублей. Расчёт такой: против шестнадцати мест бизнескласса по цене 11500 рублей в одну сторону — «экономные» билеты по цене 5700 рублей. Не исключено также, что перевозчику могут поступить претензии от пострадавших пассажиров. Если кто-то из них опоздал из-за задержки на другой транспорт, то «Саравиа» должно будет компенсировать расходы на покупку нового билета. Но не только финансовые издержки получил монополист. Если взглянуть на произошедшее с другой моральной стороны, то предприятие подпортило свой и без того не блестящий имидж.
Хотелось бы надеяться, что руководство «Саравиа» обратит внимание на призывы пассажиров, звучащие уже не первый год, и постарается привести цены в соответствие с уровнем сервиса. А надлежащие органы заинтересуются событием и разберутся с тем, что же на самом деле происходит на предприятии.
Комментарий
От редакции:
Вариантов развития может быть масса, но основной мотив заключается в ситуации, в которой оказалась компания «Энергетический союз», являющаяся владельцем 25% акций «Саратовских Авиалиний». (Не секрет, что к «Энергетическому союзу» имеет непосредственное отношение известный предприниматель саратовского происхождения Аркадий Евстафьев). На сегодняшний день с этого актива она ничего не имеет. Для того, чтобы оправдать вложенные средства, есть два пути зарабатывания денег и обозначения себя политическим игроком. Первый - создание мощной авиакомпании в соединении с аэропортом, или без него, где «ЭС» будет независим от государства или областной власти и в случае разделения авиакомпании сможет претендовать на свою долю и там, и здесь. Возможно, «Энергетическому союзу» необходимо в преддверии предстоящего разъединения с аэропортом, сознательно расшатать ситуацию, чтобы, если идти по пути распродажи имущества и играть в этом процессе ключевую роль, хоть что-то получить. Другой путь - идти по пути реформирования бизнеса, путем укрепления менеджерского состава. Но чтобы этот бизнес сделать привлекательным, необходимо влияние со стороны совета директоров. Для Энергетического союза «наезд» на их же собственный актив со стороны «карманной» газеты выглядит с одной стороны абсурдно, с другой - абсолютно естественно. Есть же такая стратегия, которая в нужный момент расшатывает ситуацию, потом, по заранее запланированному сценарию происходит замена одного директора, на другого, толкового и управляемого, который меняет команду и работает в заданном направлении. Только люди, далекие от авиации, не представляют себе, как на ней можно зарабатывать. Сейчас в «Саравиа» не делают лишних движений, чтобы не разрушить то, что есть. Сводить концы с концами путем повышения тарифов на Москву – Саратов, для этого мозгов вообще не надо, все это управленцы знали уже лет 10-15 назад. Значит, речь идет о более серьезной игре, где будет дележ имущества, в том числе самого лакомого куска земли под аэропортом. Поэтому на этом рынке началось оживление, которое совсем не касается реальной работы авиакомпании. Информация в статье о не вышедших на работу пилотах похожа на бред, потому что в авиации существует понятие «резервный экипаж».