Президент Дмитрий Медведев вчера выступил на заседании Совета законодателей при Совете Федерации и рассказал о главных пунктах плана по борьбе с коррупцией.
Свое выступление Медведев начал с того, что поторопил законодателей с подготовкой нормативной базы по борьбе с коррупцией.
- В новый год мы должны войти с современным антикоррупционным законодательством, - поставил задачу глава государства.
План по борьбе с коррупцией предусматривает не только создание антикоррупционной законодательной базы. В нем есть и предложения по профилактике коррупции, которая будет заключаться в более жестких требованиях к лицам, претендующим на должности судей и госслужащих.
«Речь идет о сокращении категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивается справедливость и равная доступность правосудия», — сказал глава государства. «Кроме того, устанавливается ряд достаточно важных и новых для нас новелл, таких как административная ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также процедура дисквалификации в качестве административного наказания», — сообщил Медведев. «Судьи не могут быть забронированы от уголовной и иной ответственности», — подчеркнул президент.
Комментарии
Александр Ландо, депутат Саратовской областной Думы:
- У нас в обществе, в том числе и у руководителей страны накопилось много вопросов к деятельности судебной системы. Судебная система это важная часть государственного механизма, которая дает возможность гражданам обратиться со своими проблемами, исками и спорами, которые они хотят разрешить, с государством, с должностными лицами. И они должны быть уверены, что решение будет вынесено на основании закона, со всеми теми процедурами, которые предусмотрены. К сожалению, есть пробуксовка, есть неверие в судебную систему, которое связано с тем, что до сих пор действует телефонное право, какие-то другие методы, не исключена коррупция и в этих органах. Поэтому ищутся какие-то пути. Один из моментов: очень сложная процедура привлечения судей к уголовной ответственности, их неприкосновенность, это сделать почти невозможно. Поэтому единичные случаи имеют место не потому, что система чиста от этих моментов, а как любая другая часть общества они тоже подвержены коррупции, там люди разные работают, конечно, большая часть из них – люди честные, добросовестные, профессионально подготовленные. Но есть и другие. Поэтому и встал вопрос о снятии неприкосновенности и упрощения порядка привлечения судей к уголовной ответственности. Сейчас для того, чтобы взять чиновника со взяткой, тот человек, который эту взятку дает, идет и дает меченные купюры. Судью невозможно взять с поличным, потому что нужно получить согласие генерального прокурора. Представьте себе эту процедуру: из отдаленного района Сибири получить разрешение в Москве на эти действия. Кстати, с этой инициативой выступил и сам председатель Верховного суда Лебедев Вячеслав Михайлович. Я бы хотел привести пример обсуждения этой проблемы с участием Полномочного Представителя Президента Рапоты Григория Алексеевича, на котором я тоже присутствовал. Он сказал, что его тоже волнует проблема, связанная с деятельностью судов, и как один из вопросов, на который он хотел бы получить ответы – о деятельности квалификационной коллегии, которая занимается отбором судей и всей работой, связанной с кадровыми решениями. Он ждет предложений, которые могли бы каким-то образом оздоровить эту деятельность, потому, что очень важно, когда кандидаты в судьи отбираются действительно по деловым качествам. Я выступая там в присутствии председателей ГД, и в частности там был Хинштейн, который ведет в Госдуме эту работу, сказал, что у нас работа квалификационной коллегии и даже еще на более раннем этапе сдаче квалификационных экзаменов – вся подконтрольна председателям судов. То есть человеку, который имеет юридическое образование, пройти через кандидатское сито почти невозможно. Проходят только те, кто заранее определены конкретными личностями. Здесь есть вопросы. Нужно посмотреть на тех людей, которых дума, например, туда командирует в эту коллегию. Практика такова, что Председатель облсуда, судебный департамент сами людей предлагали, а дума просто голосовала. Среди представителей думы есть судьи в отставке, то есть так или иначе они завязаны с этой системой. Здесь нужно подбирать независимых людей, которые на самом деле будут оком общественности и подходить принципиально к отбору кандидатов в судьи. Я предложил такой вариант: ограничить срок пребывания председателей судов на одном месте в шесть лет. Сегодняшняя практика допускает и двадцать лет. Это значит, что не было никакого кадрового движения, у молодежи не было перспектив. Это застой, это мы уже проходили.