Журнал Общественное мнение

ТОП-НОВОСТИ


RSS



 
 
№3(162), март 2013 г.

Внутренний голос

О юбиляре и дивидендах

Комментарии (95)

1

Рейтинг

Пресс-рейтинг

Комментарии (323)

2

Теневой кабинет

Бурления и маета

Комментарии (2256)

3

Режем look. Марина Алёшина

Комментарии (50)

4

Де-факто

Под «Петровским «Молотом». Как попытка выполнить гособоронзаказ привела к уголовному делу

Комментарии (110)

5

Персона

Михаил Лысенко: интервью из-за решетки

Комментарии (52)

6

Дикое поле

Почти идеальное убийство. В истории уничтоженного авиазавода рано ставить точку

Комментарии (2211)

7

Бизнес-решения

Удачные решения для вашего бизнеса

Комментарии (142)

8

Корпоративные новости

Новости МегаФона

Комментарии (49)

9

Люди&Деньги

Праздник вкладчика

Комментарии (76)

10

Рынки&компании

Бизнес со взысканиями. Коллекторско-долговой рынок Саратова

Комментарии (1430)

11

Тема

А вот они мебеля!

Комментарии (69)

12

Школа

Навязчиво, чрезмерно, повсеместно…

Комментарии (62)

13

Саратовская епархия: люди, годы, грехи. Леонид Коссович как зеркало вузовской клерикализации (часть первая)

Комментарии (519)

14

Наблюдатель

«Это провокация!» Студенческое движение в Саратове: от революции философов до забастовок по приказу

Комментарии (256)

15

Теория&практика

Будущее трамвая светло, но дорога к нему извилиста

Комментарии (616)

16

Де-факто

Журналист, читатель и писатель

Комментарии (34)

17

Спорт-line

Экосистема нового фитнеса

Комментарии (285)

18

Вопрос номера

Вопрос номера

Комментарии (27)

19

Открытия

Kvartal & Cop.Copine

Комментарии (113)

20

Кино культ

«Охота»

Комментарии (109)

21

Альбомы культ

Маргулис & Посвящение Михею

Комментарии (115)

22




новости саратова



























Сайт журнала "Общественное мнение" самые свежие новости Саратова. Читайте блоги ведущих журналистов города, комментарии к саратовским новостям, смотрите телепередачу "Общественное мнение".


Создание сайта www.info-expert.ru
Реклама компаний:


Статистика посещений

Hits
4811536
1005

Hosts
883004
120

Visitors
1736714
132
1

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Общественно-политический и экономический журнал, г. Саратов

Раздавленные вертикалью

Версия для печати

18.04.2013

Раздавленные вертикалью

За 12 лет «вертикали власти» бюджетная политика правительства разделила страну на две части — федеральный центр плюс сырьедобывающие регионы-доноры и, мягко скажем, небогатую провинцию. В декабре 2011 года, на волне массовых протестов, президент Дмитрий Медведев, выступая с ежегодным посланием парламенту, провозгласил ряд демократических инициатив. Помимо облегчения процедуры регистрации партий и возвращения к выборности глав субъектов РФ, он пообещал децентрализацию бюджетных отношений и передачу регионам широких полномочий в плане распределения средств налогоплательщиков.

Нищета межбюджетной философии

Недавно на одном из заседаний в Саратовской мэрии замглавы администрации по вопросам экономики Ирина Ножечкина заявила, что в 2012 году в областном центре из собранных 71 млрд рублей налогов городу досталось 6 млрд, или около 9%. По мнению сити-менеджера Алексея Прокопенко, основной проблемой прошлого года для областного центра стал дефицит бюджета, профинансированного лишь на 47% от требуемой суммы. И эта проблема стоит перед Саратовом не первый год.

Стоит напомнить, что в конце 2011 года глава города Олег Грищенко говорил о примерно такой же ситуации: в 2010 году фактическое поступление доходов в бюджетную систему РФ, собранных на территории Саратова, составило 49,9 млрд руб., из них 24,8 млрд руб. (или 49,6%) поступили в федеральный бюджет, 18,6 млрд руб. (или 37,3%) — в областной бюджет, и только 6,5 млрд руб. (или 13,1%) – в бюджет города. Разница лишь в том, что налоговые поборы, как коньяк, с годами всё более качественные — Саратов приносит в казну всё больше, а получает от этого меньше.

Схожая ситуация наблюдалась в прошлом году и в Балаковском районе: при возможности так называемой самоокупаемости местной власти приходится постоянно обращаться за дотациями в областной центр. «На 2013 год доходная часть районного бюджета сформирована в размере 2,3 млрд руб. На 260 млн больше, или 2,56 млрд, балаковские налоговики собирают всего за 6 месяцев. Лишь половина доходной части бюджета будет пополняться за счет налоговых и неналоговых поступлений, остальные суммы — безвозмездные, или субвенции, дотации, субсидии и трансферты. В будущем году из всех налоговых поступлений Балаковскому району оставят лишь 866 миллионов. Это на 56,5 миллионов меньше, чем в 2012 году. Председатель комитета финансов администрации БМР объяснила это тем, что муниципалитету на будущий год оставят лишь деньги с двух видов налогов, третий, транспортный, уйдет в областной дорожный фонд», – сообщала газета «Суть» в июне прошлого года.

О скудной наполняемости муниципальных и региональных бюджетов говорят почти все руководители во всех уголках страны. Да и цифры официальных отчётов по налоговым отчислениям дают весьма удручающую картину. По данным управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, в федеральный бюджет за январь-февраль 2013 года налогоплательщики региона перечислили 10 млрд 619,5 млн руб. (без учёта ЕСН). В областной бюджет за данный период поступило 4 млрд 796,5 млн руб. При этом бюджеты муниципальных образований области за январь-февраль 2013 года пополнились только 2 млрд 50,1 млн руб.

Жалобы на казённую нищету регионов и муниципалитетов в лучшем случае заканчиваются подачками федерального центра. Зачастую — под соусом пропагандистских партпроектов, активно реализуемых либо в периоды предвыборных кампаний, либо после (см. статью Сергея Вилкова «Бюджет в обмен на власть»).

Ты помнишь, как всё начиналось?

В финансовую удавку российская глубинка попала не вчера. Перекос в распределении бюджетных средств между столицей и периферией наметился ещё в начале нулевых. Тогда, с приходом силовиков на командные посты в политике и экономике, созданием федеральных округов, губернизацией национальных провинций и слиянием их с соседними регионами, а также пресловутой «консолидацией элит», в стране началась реформа межбюджетных отношений. В частности, под руководством министра финансов Алексея Кудрина были утверждены новые правила бюджетной политики в России — в 2001 году приняли программу развития бюджетного федерализма. По сути, это был пробный шар реализации новой концепции фискальной политики, по итогам которой понятие «бюджетный федерализм» стало таким же ничего не значащим, как, к примеру, «честные выборы» или «социальная справедливость». Зато абсолютное большинство регионов страны перешло в статус «реципиентов», вынужденных выпрашивать трансферты из федерального бюджета.

Суть программы 2001 года заключалась в том, что в дополнение к уже существующему тогда фонду финансовой поддержки регионов (фонду трансфертов) были образованы фонд компенсаций, фонд софинансирования социальных расходов, фонд регионального развития и фонд реформирования региональных финансов.

В 2006 году «Коммерсантъ» писал: Минфин, отвечающий за межбюджетные отношения, признал, что созданная система поддержки регионов работает не очень эффективно. По состоянию на 2006 год уровень федеральной поддержки в региональных бюджетах зашкаливал уже за 80%. По некоторым оценкам, собственные средства в бюджетах регионов в среднем составляли 15%, а разница в расходах на душу населения между узкой группой регионов-доноров и реципиентами доходила до 30 пунктов (на текущий момент, по данным Минрегионразвития РФ, уровень валового регионального продукта на душу населения в богатых и бедных субъектах РФ может отличаться в 67 раз). И это притом, что в России осталось около десятка регионов-доноров, а все остальные поставлены в зависимость от субсидий Минфина. Суммарный ВРП 10 регионов-лидеров (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) равняется 52% ВРП всех российских регионов. На 10 аутсайдеров (Чеченская, Карачаево-Черкесская республики, Адыгея, Тува, Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Магаданская область, Чукотка, Еврейская автономная область) приходится только 1%.

2004-2005 годы стали своего рода пиком финансового передела в России: тогда в Бюджетный и Налоговый кодексы были внесены поправки, в том числе в части регулирования межбюджетных отношений. Формально поправки вносились в связи с принятием в конце 2003 года закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наряду с разграничением бюджетных полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами вводились новые нормы распределения налогов. Наиболее «жирные» сборы (вроде налога на добычу полезных ископаемых) стали отчисляться в федеральный центр, а регионам и муниципалитетам оставались крохи.

Казну перекосило

Если на заре нулевых распределение бюджета между центром и регионами составляло примерно 50 на 50, то с 2005 года соотношение стало меняться в сторону федерального центра, доходя до пропорции 70 на 30. Это произошло потому, что в бюджеты субъектов Федерации перестали поступать средства по наиболее важным налогам. К примеру, по НДС (более 15% доходов консолидированного бюджета страны), природоресурсным налогам (10%) и т.д. При этом значительная часть налоговой нагрузки на сырьевой сектор была перенесена с налогов на экспортные пошлины (более 22% доходов консолидированного бюджета), от которых провинция получает мизер. К примеру, по сообщению министерства промышленности и энергетики Саратовской области, за прошлый год в бюджеты всех уровней предприятия нефтегазового комплекса региона перечислили около 15 млрд рублей налогов, сборов, платежей и взносов. Однако в бюджет области поступило только чуть более двух млрд рублей, что составляет порядка 13,3%.

В результате бюджетно-налоговой реформы регионам были оставлены налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц (всего около 20% от поступлений консолидированного бюджета). Муниципалитетам, естественно, остается ещё меньше. Залоговых доходных источников у муниципалитетов только два — земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые, в свою очередь, к примеру, по итогам 2010 года, составляют 14,3% в объеме собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета города и 2,2% соответственно.

Как считает генеральный директор ООО «Институт энергетической политики» Владимир Милов, из-за того, что значительную часть налоговых поступлений от новых предприятий забирает федеральный центр, богатые сырьём регионы практически перестали получать доходы от разработки месторождений — всё достается только Москве: «Например, Иркутская область пару лет назад впервые в истории стала нефтедобывающим регионом (было введено в действие Верхнечонское нефтегазовое месторождение), однако по уровню и динамике доходов населения регион демонстрирует исключительно слабые показатели».

По мнению г-на Милова, искусственно созданная дефицитность региональных бюджетов привела к неспособности многих регионов самостоятельно финансировать важные социальные программы, например, развитие образования и здравоохранения, ответственность за которые Москва сбрасывает на провинцию.

«Перекос бюджета — главная причина низкого уровня оплаты труда в России. И, прежде всего, это касается бюджетного сектора в дотационных регионах. Почти все доходы идут в федеральный центр, который непонятно на что их расходует, «складирует» в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Кстати, как известно, этим фондам попросту угрожает «рейдерский захват» через создаваемое Росфинагентство в форме открытого акционерного общества. Вот и получается парадокс — искусственно создан огромный «излишек» денежных средств, к тому же, не размещенных в федеральном бюджете, а региональные бюджеты «захлебываются» в бюджетных дефицитах и бюджетных долгах», — говорит депутат областной думы Зинаида Самсонова.

Г-жа Самсонова полагает, что для региональных властей в этом году суровым испытанием станет обязательство по увеличению зарплат учителей и врачей пропорционально росту средней зарплаты в регионах, что может привести к дисбалансу между доходами и расходами региональных бюджетов. «Если регионы в полном объеме будут выполнять все свои социальные обязательства, им придется делать это за счет сокращения других расходов, например, на инвестпрограммы, ЖКХ. А в этих сферах ситуация, мягко говоря, тоже далека до идеальной», — продолжает г-жа Самсонова.

Стоит также напомнить, что с 2014 года, с лёгкой подачи депутатов от «ЕР», на региональные бюджеты лягут все полномочия по оплате капремонта, а те в свою очередь не преминут переложить финансовое бремя на жителей.

«Мы давно говорим о необходимости усиления конкуренции между регионами и повышения их самостоятельности. Для этого нужно, чтобы большая часть налогов, собираемых на территории субъектов Федерации, оставалась в их бюджетах. Сейчас львиную долю доходов получает федеральная казна — при этом бремя всех основных расходов (а больше половины из них — социальные) ложится именно на регионы», — заметил недавно министр экономразвития и торговли области Владимир Пожаров.

Помимо бесконечных поборов, бюджетная вертикаль вогнала провинцию в долговую яму. Сумма общей задолженности регионов перед федеральным центром составляет более 1 триллиона 300 млрд рублей. По данным Минфина, в 2013 году российские регионы должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга, или 420,6 млрд рублей.

«Показательно, что федеральные власти из года в год предупреждают регионалов, что нельзя бесконечно наращивать долги и потом «клянчить», чтобы их погасил федеральный центр. В свою очередь, регионалы при любом удобном случае критикуют федералов, что не в состоянии сами покрыть возложенные на них сверху и добавленные от себя различные обязательства, в первую очередь социального характера, так как средств на это не хватает. Своеобразные бюджетные качели «федеральный центр-регионы» действуют уже много лет. Поэтому давно пора разобраться с дисбалансом в распределении получаемых доходов между федеральным центром и регионами. Пока он не в пользу последних», — отмечает Зинаида Самсонова.

На её взгляд, проблему многомиллионных долгов перед федеральным центром можно решить только на общегосударственном уровне: «Во-первых, необходимо пересмотреть в пользу регионов действующее бюджетное и налоговое законодательство. Во-вторых, необходимо списать имеющиеся долги регионов перед федеральным бюджетом, а кредиты регионов, взятые ранее в коммерческих банках, реструктуризировать, переводя их большей частью в бюджетные заимствования. В-третьих, сами регионы должны, наконец, начать жить по средствам и вести разумную финансово-экономическую политику. Обеспечить это можно только в случае персональной ответственности губернаторов и депутатов заксобраний, голосующих за взятие необеспеченных кредитов, допустивших сползание своих регионов в долговую яму».

Постпротестные послабления

Частичный пересмотр налогового и бюджетного законодательства, о котором говорит Зинаида Самсонова, кстати, уже произошёл. В декабре прошлого года Владимир Путин подписал закон, предусматривающий перераспределение бюджетных доходов в пользу регионов и муниципалитетов.

Документ относит к доходам субъектов РФ 40% суммы акцизов на алкогольную продукцию крепостью более 9 градусов (за исключением пива и вин) и 100% суммы акцизов на алкогольную продукцию крепостью менее 9 градусов. Из федерального бюджета на уровень муниципальных образований передаются поступления от штрафов за нарушения муниципальных нормативных правовых актов и оплата использования лесного фонда (который находится в собственности муниципалитетов).

На региональный уровень передается и 50% суммы от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), уплачиваемого иностранными гражданами, которые работают на основе патента. С 1 января 2014 года в бюджеты городских округов также полностью переходят поступления от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, доходы от передачи в аренду земельных участков. С 1 января 2016 года будет увеличен до 55% с 40% норматив зачисления в местные бюджеты доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Подписанный президентом закон вносит в Бюджетный кодекс норму, обязывающую субъекты РФ устанавливать дифференцированный норматив отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты на уровне не менее 10%. Распределение нормативов должно осуществляться в зависимости от протяженности автомобильных дорог, находящихся в их собственности. Эти доходы, по новому закону, будут источником для формирования муниципальных дорожных фондов, которые станут обязательными с 2014 года.

Забавно, что та же политическая сила, которая несколько лет назад строила колониальную бюджетную политику, развернулась на 180 градусов лицом к провинции. Впрочем, не стоит думать, что этот закон станет панацеей. «Взбесившийся принтер» привык работать по принципу «шаг вперёд — два назад»: без жёсткого общественного контроля над формированием и расходованием даже самого децентрализованного бюджета, все попытки его демократизировать сверху будут полумерами.

Антон Морван


Возврат к списку


Страницы: 1 2 След.


Гость, 17.07.2013 09:52:38 Цитировать Имя

Очень занимательно. Но есть одно но. В конституции прописаны именно такие пропорции федерально бюджетов 50/50. Так что нам плакать неприлично. А на счет более пухлых налогов - почему тогда все упрекают россию что мы стали сырьевым придатком. Такая бюджетная политика стимулирует рост других секторов. Реальная поблема- проблема регион муниципалитет. Ведь по стать плачут больше муниципалитеты


Winda, 18.03.2014 00:10:45 Цитировать Имя

Furrealz? That's maevrlously good to know.


Lux, 18.03.2014 16:51:36 Цитировать Имя

This is the ideal answer. Evyrnoee should read this http://eagpdzzfnh.com enhlyivymm [link=http://rtlxzhxhvv.com]rtlxzhxhvv[/link]


Reegan, 16.04.2014 12:06:18 Цитировать Имя

car insurance link online degree programs cheap cialis online customessaywriters.net cheapest car insurance


Chubby, 26.05.2014 16:21:08 Цитировать Имя

for impotence cures free online life insurance quotes order viagra cheapest cialis no prescription where to buy viagra without an Rx


Janaye, 31.05.2014 14:25:36 Цитировать Имя

home insurance qoute share car insurance quotes free horse insurance health


Jaxon, 13.06.2014 19:04:40 Цитировать Имя

llevitra BEST BUYS CILAS where can i buy prednisone tablets for gout viageria ar insurance


Lorin, 15.06.2014 14:45:47 Цитировать Имя

health insurance quote online instant viagra online with prescription viagra prices levitra online prescriptions


Queenie, 30.10.2014 23:58:46 Цитировать Имя

buy accutane cialis generic auto insurence fast auto insurance quotes


tri tan nhang, 08.07.2016 07:13:55 Цитировать Имя

nếu có nhu cầu tìm hiểu Tàn nhang là như thế nào, trị tàn nhang giá rẻ, trị tàn nhang bao nhiêu tiền, Chi phí trị tàn nhang tại Thu Cúc, Trị tàn nhang bằng laser bao nhiêu tiền, Nguyên nhân gây nám da, Trị nám giá bao nhiêu, Trị nám bằng laser tại Thu Cúc có tốt không


Страницы: 1 2 След.


Перейти к обсуждению на форуме >>


Ваше имя:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Со злостью 
Шутливо  Восклицание  Вопрос 
Идея  Скептически 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

 

Телепередача RSS

телепередача

22.04.2013 11:30:00
Общественное мнение, 20 апреля 2013 г.

телепередача

09.04.2013 08:54:00
Общественное мнение, 6 апреля 2013 г.

Городской романс с Колобродовым

блоги RSS

36429
Блог Алексея Колобродова
 
Об Анти-Жеглове
Редактор журнала Алексей Колобродов rss 11-03-13, 10:32

13000
Блог Васи Джа
 
Инновационное удовольствие
Вася Джа rss 18-06-12, 10:15

34684
Блог Вячеслава Мальцева
 
Сегодняшние парадоксы
Вячеслав Мальцев rss 01-02-13, 11:21

39623
Блог Шаина Абдуллаева
 
«Полтора Землекопа» о любви к Кирову, корейскому кинематографу и сибирскому панку
Шаин Абдуллаев rss 08-02-12, 11:52

48220
Блог Дениса Жабкина
 
Улица Трамвайная
Денис Жабкин rss 22-06-12, 14:14

54005
Блог Андрея Руфанова
 
Всем спасибо, или саратовский граф футбола
roufanov rss 26-04-13, 09:46

60815
Блог Андрея Штольца
 
Уходящая натура. Обзор рынка коммерческой недвижимости
shtolz rss 17-12-12, 13:10

Частное мнение RSS

«Мне непонятны писатели, которые поддерживают власть»

«Мне непонятны писатели, которые поддерживают власть»

Писатель Роман Сенчин о литературе, протестном движении, необходимости разумного социализма и впечатлениях от Саратова
Автор: Антон Морван
Комментарии (35)
Лучшая по продажам в «Иуда корпорейшн»

Лучшая по продажам в «Иуда корпорейшн»

Предателей вполне предсказуемо ставят на одну доску с проститутками
Автор: Иван Петров
Комментарии (575)
Семеро по лавкам

Семеро по лавкам

В разных странах многодетные семьи, так или иначе, находятся под покровительством государства
Автор: Садет Гашумова
Комментарии (20)
Пир и вампиры

Пир и вампиры

«Бэтман Аполло» имеет все шансы сделаться блокбастером, случись хороший бюджет и смелый режиссер
Автор: Алексей Колобродов
Комментарии (34)

По существу RSS

Раздавленные вертикалью

Раздавленные вертикалью

За 12 путинских лет бюджетная политика правительства разделила страну
Автор: Антон Морван
Комментарии (18)
Оганесян вовремя распродал «Русь»

Оганесян вовремя распродал «Русь»

Участок в центре Саратова занимает «этнографическая деревня»
Автор: Алексей Отрадный
Комментарии (82)
Чем больше люди работают, тем меньше пенсия

Чем больше люди работают, тем меньше пенсия

Эксперты сочли пенсионную формулу правительства РФ антиконституционной
Комментарии (11)
Куда мы «приедем» с такой политикой?

Куда мы «приедем» с такой политикой?

Планы Минфина «оптимизировать» расходы на льготный проезд в электричках ударят по студентам и школьникам
Комментарии (16)






Реклама компаний: