|
|
||||
---|---|---|---|---|
Сегодняшним постом я решил познакомить вас с историей одного из старейших трамвайных маршрутов города, который был закрыт по глобальным меркам не так давно. Многие старожилы видели его своими глазами и даже пользовались им когда-то...
Итак, речь у нас сегодня пойдёт о маршруте до Товарной станции (Саратов-2)! Мы познакомимся с историей этого маршрута, узнаем об изменениях схемы его движения, побываем в местах, где он когда-то проходил, и попытаемся обнаружить там остатки его жизнедеятельности. 1 мая 1887 года была открыта конка в Саратове (на картинке неправильная дата). Уже в проекте конки была запланирована линия до Товарной станции (ныне Саратов-2). Поэтому годом рождения этого маршрута мы будем считать именно 1887-й. Однако согласно одной из старых карт, сначала появилась ветка конки до Народного театра (проектом конки даже не предусмотренная), а потом уже и ветка до Товарной станции. Маршрут линии начинался у здания биржи (Радищева/Московская). Оттуда лошади тянули вагоны по улицам: Никольской (Радищева), Константиновской (Советской), Астраханской до Товарной станции. Конечная конки у Биржи на улице Никольской (ныне Радищева): Конечная маршрута располагалась в этих местах – Товарная станция. Тогда ещё – окраины Саратова. А вот и сама конечная маршрута. Лошадям, в отличие от моторных вагонов, после каждого рейса нужно было поесть и отдохнуть. Когда-то эта площадь называлась Ямской. Но вскоре паровозы вытеснили службу ямщиков, так же, как и трамваи вытеснили конку. В 1907 году, в последний год перед запуском трамваев, линия конки выглядела вот так. Обратите внимание, что конка ехала прямо через Полтавскую площадь (ныне – Детский парк), а ветка к Народному театру ещё существовала. 25 июня 1909 года официально открылась Константиновская линия трамвая. На этой карте 1910 года я красным обозначил маршрут линии. Отличие в том, что трамвай ходит по периметру Полтавской площади. А ветку к Народному театру электрифицировать не стали. Согласно схемам, начиная с 1927 года, на конечной у Товарной станции было построено внушительных размеров кольцо, видимо, для отстоя вагонов. Обратите внимание, что трамвай пересекал железную дорогу (об этой ж/д ветке в 2012 будет отдельный большой репортаж). Рядом с этим местом до сих пор можно обнаружить выпиленные столбы и проследить по ним ход бывшей линии. Но есть столбы, которые до сих пор стоят на своих местах. Трамвай ходил как раз там, где сейчас находится автостоянка. На этой фотографии видно 3 старых столба. Более того, на них до сих пор болтаются старые растяжки для контактной сети, подвязанные снизу. Вид по Астраханской в сторону товарной станции. Столбы сейчас используются для удержания контактной сети троллейбусов. Обратите внимание, как далеко от дороги они располагаются! После пересечения с Шелковичной в сторону Детского парка столбы выпилены, т.к. троллейбусы тут не ездят. И обратите внимание сколько освободилось пространства. Ну а это вид от Детского парка в сторону Астраханской. Тут трамваи №№9,10 сворачивают на Слонова, а раньше они доезжали до следующего перекрёстка вместе с 11 маршрутом. 9 и 10 поворачивали на Рабочую, а 11-й ехал дальше до товарной станции. Если бы этот маршрут ходил до сих пор, то это выглядело бы так: Ул. Советская сейчас и Константиновская 100 лет назад. Именно этот исторический участок, открытый ещё в 1880-х, хотят уничтожить власти города в 2012 году. После гражданской войны, когда трамвайной движение было восстановлено, наш трамвай заимел номер 5 и к Астраханской от Радищева стал добираться по улицам Республики (пр.Кирова) и Михайловской (Вавилова). Обратно – по старой схеме. Когда в 1935 произошло глобальное изменение трамвайной сети, маршрут стал 11-м и изменил схему. Теперь линия стала называться Советской и была продлена от Радищева по улице Ленина (Московской) до Музейной площади. Изменилась и схема движения по центру города: от Товарной станции трамвай шёл по прежней схеме до улицы Чапаева, откуда следовал до кольца на Музейной площади вместе с 1-м маршрутом (по Чапаева, Ленина). Обратно 11-й маршрут шёл по Ленина, Чапаева, Митрофановской площади, Михайловской (Вавилова) на Астраханскую. Так что вполне возможно, что на этой фотографии улицы Ленина сфотографирован не 14-й или 1-й, а 11-й трамвай. К концу 1951 года трамвайные пути, а вместе с ними и маршруты, с улицы Ленина были перенесены на параллельные ей улицы Кутякова и Челюскинцев. На снимке: трамвай 11-го маршрута «Товарная станция-Волга» пересекает ул.Ленина (Московскую) по ул.Чапаева: По Чапаева трамваи теперь доезжали до Кутякова, а по Кутякова, доехав до улицы Радищева, делали небольшой крюк, встраиваясь в улицу Челюскинцев (прямо по направлению взгляда на этот снимок). Возможно, что этот старый столб стоит тут с тех самых времён. Маршруты 1, 11 и 14 продолжали своё движение по улице Челюскинцев до Чернышевского, где трамваи делали разворот по улицам Валовой, Мичурина и возвращались на Челюскинцев. Перекрёсток Челюскинцев (прямо) и Мичурина (справа), откуда трамваи возвращались на линию. В конце 1958 года троллейбус №3 был продлён от 1-й Советской больницы по Шелковичной до Астраханской, затем по линии 11-го маршрута и далее до стадиона «Труд» (ныне «Спартак»). В городе продолжалась плановая замена трамваев на троллейбусы... И 1 августа 1964 года 11-й маршрут был закрыт. Линия по Астраханской от Рабочей до Товарной станции – демонтирована. Оставшаяся часть линии использовалась другими трамвайными маршрутами. До конца 1980-х годов к другой конечной ездил 1-й маршрут. Правда, в конце 1972 года его сократили на целый квартал, и кольцо от Челюскинцев стало не заканчиваться, а начинаться от этого угла, показанного на снимке. Что случилось с другой конечной: С 1973 года трамвай №1, сворачивая с Челюскинцев, доезжал по Мичурина до небольшой улочки Рамаева. Тут, на повороте, под асфальтом до сих пор сохранились рельсы! Далее он ехал по этой улочке до следующего перекрёстка. Оглядимся. И сразу обнаружим столб с растяжкой. За ним – один из заброшенных долгостроев. Ну а теперь давайте пройдём через забор, выросший на этой, недавно ещё трамвайной, улице. И тут мы обнаружим один из первых, а судя по краеведческим порталам, самый первый электрический столб в Саратове. У столба довольно необычная форма, в сравнении с другими столбами-старожилами города. На столбе до сих пор висят растяжки для контактной сети трамвая. Пройдём дальше по этой узкой улочке (и как тут трамваи КТМ-5 проезжали?!). Видите оба столба, через которые была подвешена контактная сеть? Проходим дальше – растяжки контактной сети всё ещё болтаются на столбах, которые теперь никакой функции не выполняют. И вот мы дошли до улицы Северной. Здесь трамвай снова поворачивал налево, чтобы по Северной доехать до Челюскинцев. Снова столб с растяжкой. Повернувшись по ходу направления поворота трамвая, мы увидим, что и здание военкомата Волжского района тут пристроено скошено, специально, чтобы трамвай мог спокойно проехать эту кривую. Вот тут трамвай выворачивал с Рамаева на Северную. И по Северной ехал к Челюскинцев (на нас). По правой стороне дороги – столбы-артефакты. В конце 1980-х линии на Челюскинцев перестали использоваться, а трамвай №1 стал оборачиваться на Радищева. Рельсы участка были демонтированы в начале 90-х. В конце 1997 г. был закрыт и 1-й маршрут. Демонтированы рельсы на улице Чапаева. Если в 2012 произойдёт обещанное уничтожение трамвайной ветки в Мирном переулке, то уберут рельсы и с улиц Вавилова и Советской. В итоге от трамвайного маршрута Советской линии практически ничего не останется. |
|
Добавить комментарий
|