Автор: Егор Харитонов
Маргулис/2013
В любой сфере деятельности есть знаковые люди, почти легенды, однако из тех, о которых отчего-то или не все знают, или с недоверием относятся к их заслугам. Но знаковость никуда не девается. И незнание персонажа вызовет бурю праведного гнева у любого меломана. Вот примерно такая парадоксальная личность на российской то ли рок-, то ли блюзовой сцене Евгений Маргулис, творящий где-то на стыке этих направлений, на грани легендарной звёздности и относительной незаметности для широких масс.
В первую очередь, он, конечно же, ассоциируется с «Машиной времени». Но парадокс в том, что сама «Машина» у всех ассоциируется с Макаревичем и даже с Кутиковым чуть ли не больше, чем с Евгением Шулимовичем. До 2003 года он играл в не менее легендарной и даже более утончённой, по сравнению с «Машиной», более элитарной группе «Воскресение». Однако и в ней на первых ролях — дуэт Романова и Сапунова. Была и одна ранняя пластинка с «Наутилусом». Был и сольный проект — группа «Шанхай», но недолговечный.
В 2001 году Маргулис выпускает свой первый по-настоящему сольный альбом — «7+1». Как объяснял сам музыкант, изначально хотел воскресить проект «Шанхай», но за время пребывания группы в небытии появилась одноименная команда. «Так ладно бы музыку хорошую играли... Так они какую-то дрянь делают», – заявлял он тогда.
В этом году Евгений выпустил уже шестой с 2001-го полноформатный релиз. Правда, один из них был «бестовкой», а второй — концертной «бестовкой» к 45-летию музыканта. Непродуктивностью такой темп назвать сложно, скорее (особенно учитывая характер самой музыки и деятельность в «Машине времени») – это размеренность и философско-блюзовая неторопливость.
Новая пластинка называется просто и незатейливо, почти так же, как и вторая («Евгений Маргулис»), – «Маргулис», что даже как-то усиливает эту неспешность, нежелание следить за временем и считать релизы. Это просто процесс создания качественной музыки. Всегда тяготевший к блюзу Евгений Шулимович сосредоточился в сольной карьере именно на нем, то ли подтвердив, то ли возродив звание одного из почитаемых специалистов в этом жанре.
Притом блюз Маргулиса очень лёгок и классически ритмичен. Никаких хардовых запилов и рифов, а будто воздушное звучание, при котором треки можно что прослушивать целенаправленно, что ставить фоном, подчас даже не цепляясь за слова на родном языке.
Но рассказывать о музыке Маргулиса — дело довольно неблагодарное. Кажется, что все, кому он хоть немного интересен, — уже о нем знают всё и наверняка даже сами не помнят, откуда что узнали. Информация о личности, новых песнях и жизни музыканта просачивается как-то сама собой, не создавая сенсаций. Именно так прошел, например, разрыв с группой «Воскресение», хотя его освещал в вечернем выпуске новостей «Первый канал».
Также мягко в прошлом году разошлись с коллективом Макаревича. «Маргулис» – первый альбом в полном отрыве от прочих параллельных коллективов. Возможно, здесь и кроется причина такого прозаического именования пластинки: так часто делают музыканты, выходя из проекта, принесшего популярность, и открывая субпроект. Правда, для Маргулиса это уже третий «первый сольный альбом».
Впрочем, не суть. Меломаны услышат именно то, чего и ждали — настоящий блюз по тексту и по духу. Короткие строки, небольшие стишки — это принципиальная позиция: Евгений Шулимович признает, что не любит длинных текстов, потому пишет их в маленьком блокнотике. А никто и не говорил, что блюз должен быть многословен. Блюз — это когда хорошему человеку плохо, но в случае песен Маргулиса это, скорее, горьковатое послевкусие, как после доброго вина. Собственно, об этом он уже сам сказал: «Старые песни, другое кино, с каждым годом лучше, словно старое вино».
Посвящение Михею/2013
Трибьюты — дело зачастую неблагодарное и нередко оборачивающееся крайне неожиданными результатами. Кавер-версии могут выйти настолько самобытными, что под завесой новой аранжировки и не нащупаешь оригинальный мотив. Подчас можно наблюдать и противоположную картину — кавер оказывается даже лучше изначального варианта: например, некоторые треки получили распространение именно в альтернативной обработке. Джо Кокер и Мэрилин Мэнсон могут дать песне вторую жизнь, сделав ее лучше оригинала. Однако, естественно, не обходится без конфликтов и недовольств.
Довольно скандальным получился в свое время проект «НАШЕго радио» под названием «КИНОпробы», который представлял собою вышедший в нескольких частях сборник кавер-версий на песни Виктора Цоя. Треки назывались «вольными перепевками», и, как водится, велись разговоры, насколько корректно изменять творчество трагически погибшей рок-звезды. Правда, большая часть здравомыслящей аудитории всё же относилась к проекту если не положительно, то нейтрально. Все песни были сделаны профессионально и с неизменной любовью к творчеству «КИНО», с которого для многих, тогда ещё молодых, музыкантов начиналось увлечение рок-музыкой.
В этом году музыкальное сообщество решило почтить память Сергея Крутикова, более известного как Михей, также оставившего этот мир. Один из основателей хип-хоп-группы Bad Balance российскому слушателю больше запомнился по проекту «Михей и Джуманджи», который до смерти Сергея в 2002 году успел выпустить всего одну пластинку. Изданный в 1999 году альбом «Сука Любовь» сделал Михея по-настоящему знаменитым.
В январе этого года вышел альбом-трибьют «Посвящение Михею»; в записи приняли участие Сергей Галанин, группа «Бумбокс», рэперы Баста и Каста, певица Ёлка и др. Собственно, имена других исполнителей почти ничего не говорят широкой аудитории. И тем паче никто не знает, как они связаны с творчеством Михея.
Естественно, на релизе присутствует трек «Мы дети большого города», записанный самим Михеем с Сергеем Галаниным. Причем в том самом виде, который еще при жизни музыканта был запущен в радиоэфиры. Песня «Любовь остаётся» также приведена в известном варианте Инны Стил, записанном также с самим автором.
В остальном на пластинке собраны абсолютно непонятные версии песен Михея. Аранжировка очень проста и зачастую откровенно примитивна, сродни тем, что звучат на дискотеках в сельских клубах и поселковых домах культуры. Из большинства треков напрочь убрана мелодия, ради которой Михей и создавал проект с группой «Джуманджи». Он тогда заявил, что при всей любви к речитативу больше хочет делать музыку мелодичную, сочетающую в себе и читку, и пение.
Трудно определить стиль, в котором работал Михей: по сути, это качественная популярная музыка, вобравшая немного блюза и хип-хопа и отсылающая к регги. О регги те, кто захочет прослушать «Посвящение Михею», могут забыть сразу. «Позитивные вибрации» проступают лишь в нескольких треках. Да и вообще, красивые, по-настоящему лиричные композиции полностью утратили характер и превратились в безликие однодневки, исполнители которых не задерживаются в сознании ни минуты после их первого вылета из хит-парада.
Но и без ложки мёда издание тоже не обошлось. С задачей более или менее адекватной передачи настроения справились украинцы «Бумбокс». Интересный соул-трек подготовила группа «Пицца», сделавшая кавер на песню «Favorite Color». Некто Даша Суворова превратила песню «Плачет по тебе» в минималистичный поп. Очень удачной и приятной оказалась версия Ёлки на самую популярную песню Михея – «Сука Любовь»: сохранены и регги-мотивы, и аутентичные проигрыши. Баста тоже не стал далеко уходить от оригинала, просто немного переработал композицию «Мама».
А в целом проект, к сожалению, не дань ушедшему из жизни поэту и музыканту, а повод раскрутить малоизвестных исполнителей тривиальной попсы.