Рубрика: Другой город
Про авангардную архитектуру 1920-30-х годов в Саратове кто только не рассказывал. В том числе и мы в публикации «Забытый конструктивизм» (см. «ОМ», 2009, №9). Журнал «Тектоника» несколько лет назад даже составил своеобразную карту-путеводитель по конструктивистским памятникам. Как выяснилось в ходе «полевых работ» по изучению данного пласта зодчества — не совсем полную: в результате на сайте Антона Хействера «Фотографии старого Саратова» это альтернативно-краеведческое «пособие» вышло с существенными поправками, что не может не радовать. Мы же на этот раз пройдемся по самому большому конструктивистскому массиву Саратова — 1-му жилучастку в Заводском районе, или рабочему посёлку Саратовского завода комбайнов, позже переименованного в Саратовский авиазавод.
Посёлок, повторяющий судьбу завода
В 1929 году было принято решение о строительстве в нашем городе Завода комбайнов, через два года — 31 декабря 1931 года — пущена производственная линия, а уже 13 января 1932-го появилась первая продукция. В 1937-м завод перепрофилировали на выпуск авиационной техники.
Одновременно с промышленными корпусами для будущих комбайно-, а затем и авиастроителей возводился и жилой массив — нынешний 1-й жилучасток, расположенный в районе улиц Орджоникидзе, Киевская, проспекта Энтузиастов и Киевского проезда. Правда, нынешние топонимы появились несколько позже, а изначально адреса домов были простыми — 1-й жилучасток, дом № (нужное вставить).
По словам поэта и краеведа Марии Салий, план строительства жилучастка был утверждён в апреле 1930 года. Жилой комплекс завода комбайнов включал в себя отделение связи, поликлинику (ныне городская поликлиника №5 на проспекте Энтузиастов, 4), фабрично-заводскую семилетку (в 1930-х — школа №28 им. Ленинского комсомола, а ныне лицей №15 на проспекте Энтузиастов, 14), клуб со зрительным залом на 1200 человек (ныне Городской центр национальных культур), кинотеатр «Темп» (перестроен в 1950 году, своё название получил из-за того, что был возведён в рекордно короткие сроки — за 65 дней), дом для партийных и общественных организаций, детские ясли, фабрику-кухню, столовые, универмаг, баню, прачечную, а также 9 жилых домов. Как рассказывает Мария, «в настоящее время на 1-м жилучастке 11 жилых домов (включая руины), построенных в 1930-1932 гг. В апреле
Все эти объекты были введены в эксплуатацию ко дню открытия предприятия — 31 декабря 1931 года, о чем сообщается в заметке Я. Антонова «Вырос рабочий посёлок», опубликованной в газете «Поволжская правда»:
«Сегодня наша социалистическая промышленность принимает в свои ряды нового гиганта сельскохозяйственного машиностроения — завод комбайнов. Рабочие, хозяева страны, сами строят заводы. На Комбайнстрое строился вместе с заводом одновременно и рабочий посёлок, который со старыми заводскими посёлками ничего не имеет общего.
9 новеньких 4-этажных домов, сложенных из силикатного кирпича, полные света, сделаны крепко, красиво. Рабочие квартиры просторные, чистые, тёплые, электрофицированы и радиофицированы.
Конечно, не все рабочие завода комбайнов живут в новых домах. Этого добиться к моменту пуска завода невозможно. Кроме 9 домов, насчитывающих
Завод будет иметь к 15 января заселённой жилищной площади около 16 тысяч кв. метров — по
Интересно, что на строительстве завода комбайнов работали не только наши, но и иностранные рабочие. «В конце 1931 года в Саратов приехали 133 рабочих из Австрии и Германии. Их разместили по цехам и станкам, отвели для них специальный дом — «дом иностранцев» (об этом говорится в статье Н. Болдырева «Нет иностранцев, есть ударники-интернационалисты», опубликованной 31 декабря
Вскоре появились жилые дома не только для комбайностроителей, но и для рабочих расположенных рядом завода щелочных аккумуляторов, восьмирамного завода, ТЭЦ-1 и зубострогального завода. Теперь этот массив — один из самых крупных памятников конструктивизма в Саратове, наряду с упомянутыми постройками на Площади 1905 года (Дома 8-го марта) и комплексом из четырёх общежитий СХИ (район Аэропорта).
Правда, дома в районе САЗа пребывают в чуть более живом состоянии, нежели руины бывшего завода. Не стоит думать, что виной тому перестроечные годы. Увы, началось все гораздо раньше, о чем сообщает периодика 1930-х. Мало кто знает, что в 1931-1932 годах в должности литературного сотрудника на Саратовском заводе комбайнов работал комсомольский поэт Иван Молчанов, известный нам в основном по тексту песни «Прокати нас, Петруша, на тракторе», а также по критике Владимира Маяковского, высказанной великим футуристом в стихах «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им, как о том говорится в №219 «Комсомольской правды» в стихе по имени «Свидание» и «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии».
У Молчанова выходил целый цикл фельетонов «Похождение вола на заводе комбайнов». Как говорит г-жа Салий, там есть и про трамвай, и про фабрику-кухню, и про восьмирамный завод.
Оппортунистическая недооценка
Недавно Мария Салий «откопала» два стихотворных фельетона Молчанова — «Размышления у парадного подъезда дома №9» и «О боге, картах и ячейке», опубликованные в начале 1932 года в краевых изданиях «Молодой ленинец» и «Поволжская правда».
Как нетрудно догадаться, в фельетонах повествуется вовсе не о достижениях социалистического строительства, а о том, как «в квартире №8 дома №9 в рабочем посёлке завода комбайнов проживает гадалка Елена Пономарёва. Её комната — сектантский приют. Здесь происходят систематические пьянки, в которых участвует дочь Пономарёвой, комсомолка. На стенах развешаны плакаты «На бога надейся, веруй» и т.д.».
Речь идёт о 8-й квартире дома №4 по ул. Киевской. Ныне это здание расселено и готовится к сносу. Три года назад мы тут были и видели, что деревянные перекрытия, особенно в районе санузлов, прогнили, вследствие чего при отправлении естественных надобностей можно в один прекрасный момент оказаться этажом ниже. Штукатурки здесь давным-давно нет, на потолке — отсыревшая обрешётка и многолетняя паутина. Подвыпившие обитатели коммунального дома делили свои углы с более вменяемыми гражданами. Так было три года назад, а вот как дело обстояло шестнадцатью пятилетками ранее:
«Вот парадный подъезд…
Старику Некрасову
О подъезде таком,
Пожалуй, не снилось.
Дом как дом.
Выглядит прекрасно.
Хочешь — заходи,
Сделай милость.
Хочешь — любуйся
В профиль и анфас.
Четырехэтажный,
Без вычурности, строгий,
Хочешь потрогать —
Хоть сейчас,
Сделай милость,
Пожалуйста, трогай.
Здесь
На приволжской
Каленой заре
Каркали вороны,
Любуясь закатом,
Но вырос за городом
На пустыре
Город,
блестя
кирпичом силикатным.
Страна, закрепляя
Накладки и швы
На ранах,
Разрухой ушедшей
Вспоротых,
Сказала рабочему:
— Пожалуйста, живи.
Вот тебе дома
Пролетарского города!
Новые, светлые,
Высятся они,
Глаз чистотой
Веселя и радуя…
Вечерами в окнах
Цветные огни
Играют семицветьем
Июльской радуги.
Сумрак подвалов
Нами не забыт,
Сумрак, давивший нас
Долгие годы…
Живи,
Укрепляй перестроенный быт,
Поставь его на службу
Растущему заводу!
Все это так…
Но —
Со скарбом домашним,
С тряпьем,
С горшками,
С рухлядью всякой
В новые дома
Привычек вчерашних
Мы перевозим
Жирную клоаку», — пишет Молчанов в «Размышлениях у парадного подъезда…» и уже прозаически добавляет, что из 80 квартир дома №9 посёлка комбайнов, просмотренных бригадой по обследованию домов жилучастка, только пять сколько-нибудь похожи на культурное жилье. В остальных грязь, сырость и специфический запах подвала.
В 1930-е в заводских малотиражках говорилось далеко не только про позитив. Так, в газете «Даёшь комбайн» можно встретить и такие строки: «На жилучастке завода — глубокий прорыв, оппортунистическая недооценка социально-бытовой работы со стороны заводских организаций, и исключительная вина ложится на комсомол. Ведь он должен быть первым застрельщиком по перестройке быта. Но комсомольцы даже свое комсомольское общежитие запустили до невозможности. В общежитии — грязь, бутылки из-под водки, вонь…».
«Оппортунистическая недооценка» обернулась, как сказали бы в те годы, «контрреволюционным упорством». Некогда образцово-показательные памятники авангардистской архитектуры являют собой полный упадок, а некоторые микрорайоны (и не только в Заводском районе), увы, не вылезают из патриархальной разрухи. И тут не в конструктивизме и особенностях домов-коммун дело, тут — копай глубже.
Перейти к обсуждению на форуме >>