
Рубрика: Кино культ
Производство: Австралия, 2011
Жанр: драма
Режиссёр и автор сценария: Джулия Ли
В ролях: Эмили Браунинг, Майкл Дорман, Мирра Фоулкс, Рэйчел Блейк и др.
Если кто-то думает, что лента австралийского режиссёра и писателя Джулии Ли «Спящая красавица» — экранизация традиционной европейской сказки в редакции Шарля Перро или братьев Гримм, он сильно заблуждается. Картина эта о современной и, на первый взгляд, среднестатистической, студентке по имени Люси. Жизнь главной героини не обещает ничего интересного: чтобы грызть гранит науки и платить за жильё, Люси приходится трудиться на нескольких работах (ксерокопировать бумаги в офисе, протирать столы в пабе, глотать гастроскопический зонд в лаборатории), разбавляя вязкую «постиндустриальную» повседневность будничным сексом, водкой и кокаином.
Как сказали бы в совковые годы, «охочая до сладкой жизни» мадемуазель смиренно и даже аутично плывёт по течению, пускаясь во все тяжкие ради сохранения статуса и, наверное, надежды на лучшую альтернативу. «Да, хорошо, спасибо, всё в порядке», — вот любимые слова Люси. В 1950-е годы она наверняка стала бы представителем т.н. «разбитого поколения», но «битники» были продвинутыми хотя бы по части искусства, да и история не терпит сослагательного наклонения, наша же героиня не представляет никакого общественного интереса, как и ей самой до общества нет дела. Впрочем, до поры до времени, точнее, до того момента, как устраивается в элитный бордель, где ей предстоит за 250 долларов в час обслуживать пожилых буржуа-викторианцев.
Поначалу Люси вместе с коллегами работает официанткой в нижнем белье, а затем хозяйка заведения, Клара, предлагает ей заняться новой «работой», за которую девушка по своему обыкновению молчаливо берётся. Люси принимает нарколептики, отправляется в спальню и погружается в глубокий сон. В это время престарелые клиенты эксплуатируют сексуальность привлекательной нимфы, правда, «без проникновения». «Твоя вагина — это храм», — говорит ей Клара. «Но моя вагина вовсе не храм!» — парирует Люси. Собственно, эти две фразы — иллюстрация пропасти между «пуританской» моралью буржуа и моралью «голодающего класса». Если внешне благопристойные «примерные семьянины» творят с девушкой всё, что вздумается, вплоть до тушения окурка о её шею, то Люси, как, собственно, и сотни тысяч её подруг по несчастью, готовы, ради выживания, продавать свою сексуальность, рассматривая её как товар на рынке.
В этой связи важными являются слова самой Джулии Ли о мужских реакциях на пассивность героини: «Без портретов мужчин, которые пользуются услугами Люси, сюжет не был бы полноценным. Их старость позволяет подчеркнуть и лучше понять юность героини, и наоборот. Вообще, мне кажется, мы редко видим пожилых мужчин настолько же обнаженными, причем далеко не в физиологическом смысле, как в этих сценах».
Но вот — о чудо! — в Люси просыпается хоть какой-то интерес. Интерес к тому, что с ней происходит во время сна. Ведь засыпающая до появления клиента и просыпающаяся после его ухода Люси находится в слепом неведении. Скрытая камера должна помочь девушке восполнить этот пробел, но «внезапное» пробуждение в буквальном смысле открывает ей глаза.
Сюжет картины Джулии Ли — не новое явление для кинематографа. Многие вспомнят «Дневную красавицу» Луиса Бунюэля, главная героиня которого, Северина, тоже устраивается в бордель. Но в картине маститого сюрреалиста девушка из «приличного общества» принимает подобное решение вовсе не от безысходности, но из-за сексуальной неудовлетворённости и ради собственного мазохизма. Наиболее, пожалуй, близким по духу к «Спящей красавице» является прошлогодний фильм Эмманюэль Берко «Студентка по вызову» о 19-летней Лауре — первокурснице французского университета. Так же как и Люси, чтобы свести концы с концами, Лаура вынуждена продавать своё тело. Правда, если фильм Эмманюэль Берко справедливо воспринимается большинством как пример социальной критики, то в случае со «Спящей красавицей» отечественные и зарубежные киноведы почему-то принялись заниматься лишь формалистическим осмыслением ленты. Успели поковыряться во всём — в эротических сценах, психической специфике героев, современных проявлениях интима. Но главный месседж картины (полярность двух миров: пожилые, белые, религиозные и хорошо воспитанные – с одной стороны, и «быдло», «чурки», «бабы» и «пидоры» – с другой) как-то «проглядели» или не захотели видеть. Ведь название ленты — это не только специфика работы главной героини, но и собирательный образ нынешнего «рядового избирателя», примерного налогоплательщика и послушного нищеброда, нарушающего общественные табу не в знак протеста против несовершенства существующих порядков, но ради сиюминутной жизненной необходимости… Тут, собственно, можно провести параллель между Люси, с ее бордельным опытом, и главным героем фильма Сергея Лобана «Пыль» (2005) — рабочим фабрики игрушек Лёшей Сергеевым. Как и среднестатистическая студентка, он такой же «спящий» представитель электората, которому гебисты предложили поучаствовать в своём эксперименте, изменившем отношение рано облысевшего и раздавшегося недотёпы к этому миру. Суть лишь в том, что для Люси эксперимент – осознанная необходимость, а для Лёши — искра, из которой так и не разгорелось пламя.