Журнал Общественное мнение

ТОП-НОВОСТИ


RSS



 
 
№3(162), март 2013 г.

Внутренний голос

О юбиляре и дивидендах

Комментарии (95)

1

Рейтинг

Пресс-рейтинг

Комментарии (323)

2

Теневой кабинет

Бурления и маета

Комментарии (2256)

3

Режем look. Марина Алёшина

Комментарии (50)

4

Де-факто

Под «Петровским «Молотом». Как попытка выполнить гособоронзаказ привела к уголовному делу

Комментарии (110)

5

Персона

Михаил Лысенко: интервью из-за решетки

Комментарии (52)

6

Дикое поле

Почти идеальное убийство. В истории уничтоженного авиазавода рано ставить точку

Комментарии (2211)

7

Бизнес-решения

Удачные решения для вашего бизнеса

Комментарии (142)

8

Корпоративные новости

Новости МегаФона

Комментарии (49)

9

Люди&Деньги

Праздник вкладчика

Комментарии (76)

10

Рынки&компании

Бизнес со взысканиями. Коллекторско-долговой рынок Саратова

Комментарии (1430)

11

Тема

А вот они мебеля!

Комментарии (69)

12

Школа

Навязчиво, чрезмерно, повсеместно…

Комментарии (62)

13

Саратовская епархия: люди, годы, грехи. Леонид Коссович как зеркало вузовской клерикализации (часть первая)

Комментарии (519)

14

Наблюдатель

«Это провокация!» Студенческое движение в Саратове: от революции философов до забастовок по приказу

Комментарии (256)

15

Теория&практика

Будущее трамвая светло, но дорога к нему извилиста

Комментарии (616)

16

Де-факто

Журналист, читатель и писатель

Комментарии (34)

17

Спорт-line

Экосистема нового фитнеса

Комментарии (285)

18

Вопрос номера

Вопрос номера

Комментарии (27)

19

Открытия

Kvartal & Cop.Copine

Комментарии (113)

20

Кино культ

«Охота»

Комментарии (109)

21

Альбомы культ

Маргулис & Посвящение Михею

Комментарии (115)

22




новости саратова



























Сайт журнала "Общественное мнение" самые свежие новости Саратова. Читайте блоги ведущих журналистов города, комментарии к саратовским новостям, смотрите телепередачу "Общественное мнение".


Создание сайта www.info-expert.ru
Реклама компаний:


Статистика посещений

Hits
5832904
3961

Hosts
960700
90

Visitors
1823041
97
1

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Общественно-политический и экономический журнал, г. Саратов

Белое и черное

Версия для печати

Автор:  Наталья Левенец
Рубрика:  Terra incognita

Язык — всего лишь карта человеческих мыслей, чувств и памяти.

И как все карты, язык — это в сто тысяч раз уменьшенное

изображение того, что он пытается передать.

 Милорад Павич, «Стеклянная улитка»

 

 

Сюда не ходят поезда, здесь каждый вечер вступает в права добровольный комендантский час. Местность эту называют то «разбойничьей республикой» из-за криминальной напряженности, то «внутренней Африкой» из-за крайней социальной отсталости, то «сибирской Колумбией» из-за того, что здесь растет весьма забористая конопля. А еще кажется, что игра пространства – для здешних мест совершенно обычное дело, а не просто буддийская метафора. Утром встанешь, бросишь взгляд из окна: вроде, все на месте – двор, пятиэтажки и даже здание Верховного суда. И одновременно чувствуешь какую-то зыбкость доказательств, предъявленных к ежедневному досмотру. Может, потому, что находишься одновременно в Туве, внутренней Африке и сибирской Колумбии?

 

Подозрительное место

Дело, возможно, еще и в том, что «очеловеченный» клочок земли, где в привычном порядке расставлены знакомые предметы, невелик и со всех сторон взят в кольцо желтым, как старый пергамент, пространством. Город Кызыл, столица Республики Тыва, имеет население порядка 110 тыс. человек, размером он меньше Энгельса, и концы улиц не вливаются плавно в артерии и магистрали мегаполиса, а обрываются чаще всего, как в пустоту, в то же самое желтое пространство. На окраинах Кызыла заброшенными памятниками стоят полуразрушенный элеватор, навсегда остановившийся завод. Весь местный индастриал, переживший рыночные реформы, – это предприятия по газоснабжению и коммунальной энергетике. Иные технологии в республике, где этническую основу составляют потомки воинственных кочевников, вымерли за ненадобностью. Так что плотность техногенного пространства, обычно высокая в городах, тут просто ничтожна.

В самом городе взгляд вдруг наталкивается на благостные, еще советские мантры, убеждающие при пожаре звонить 01 или, например, доверить свою жизнь Госстраху. Судя по дизайну, этим слоганам исчезнувшей эпохи лет по тридцать. Над площадями в поисках крошек кружат не только голуби – над голубями парят соколы, выжидая момент, чтобы закогтить неповоротливую птицу. Грязная тесная продуктовая лавка гордо называется «Сурья» (санскритское слово «солнце»), рынок в центре, аналог нашего Крытого, носит имя «Гаруда»: в индуизме на такой птице летает бог Вишну, а в буддизме это символ просветленного ума. В аптеках населению предлагают «Чистосердечные капли о. Павла Флоренского», причем одна из аптек называется «Феу» (скандинавская руна, означающая богатство). Аптек, впрочем, немного: с таблетками успешно конкурируют аржааны и шаманы, но об этом позже.

Внезапные сбои в местной топонимике для автора этих строк очень важны. Они – как обрывки драгоценного шитья на дерюге тувинской нищей и грязной жизни. Как сияющий проблеск иного бытия, который мелькает вдруг над базарной толчеей, над завалами убогих тряпок, над мелким подозрительным народцем и на миг осеняет этот широкоскулый мир совершенно новым смыслом. Возвращаясь к сугубой прозе, добавим, что здесь не встретишь рекламы борделей, не увидишь бродячих собак и не услышишь радио «Шансон». Очень, очень подозрительное место.

 

До самых до окраин

Путь во внутреннюю Африку начинается вполне цивилизованно. Благодаря сезону скидок авиабилет «Москва-Абакан» стоит всего 9 тысяч с копейками. В аэробусе буйствует сосед Женя, его отпустили с «зоны» где-то в Подмосковье на пару дней слетать к родителям в далекую Сибирь. По его словам, мать до сих пор не знает, что сын сидит в тюрьме, она думает, что он так и гоняет дальнобойцем по России. Просто рейс ну очень затяжной. Женя просвещает насчет некоторых достопримечательностей. Оказывается, в селе Шушенском (Красноярский край) на месте ссылки Владимира Ульянова-Ленина регулярно проходит этнофестиваль «Саянское кольцо» с непременными камланиями, варганами и прочими интересностями. Духи места, выходит, не против. Получается, дух пролетарского вождя тоже не возражает. Может, и Ильича потянуло к истокам?

В голове вяло крутится тема великого возвращения, массового сползания от вершков к корешкам, от красных знамен к золотым крестам, а у некоторых и поглубже – к славянским идолам, сакральным лаптям и мистическим ухватам. Тема эта не только актуальна, но и высокодоходна. Во внутренней Африке (она же – сибирская Колумбия) из этого выросла чуть ли не отрасль экономики.

Абакан – столица еще одной этнической республики, Хакасии, кажется большим райцентром. Город откровенно бедный, видимо, Лебедь-младший генералил в республике Бог знает сколько сроков без особенных успехов. С другой стороны, пока Алексей Иванович был у власти, интересы русских в Хакасии были в приоритете или хотя бы не в загоне. Хотя какой загон, когда крупнейший работодатель в республике – олигарх Дерипаска и его алюминиевый завод? И вообще, с чего-то понесло в геополитику… В Туву одни едут за истиной, другие за здоровьем, а мое духовное приобретение – это, получается, пикейный жилет?

На обратном пути, кстати, довелось попасть в жесткие объятия республиканского гостеприимства: время до самолета пришлось коротать на железнодорожном вокзале, где вход в зал ожидания ночью стоит отчего-то тридцать рублей. За эти деньги можно сколько угодно мучиться в железном кресле, спасибо хакасской власти.

В Кызыл всего за полторы тысячи рублей с головы нас, шестерых пассажиров, мчит с ветерком предприимчивый русский мужчина, и не просто в Кызыл, а прямо по адресу, к подъезду. По дороге почти не разговариваем, товарищ шпарит по серпантину на такой скорости, что меня, доселе крепкого пассажира, даже мутит. Все же пытаемся общаться, и в ответ на очередной вопрос лихач-извозчик произносит: «Абакан… Разве что-нибудь хорошее таким именем назовут?». Второй раз открывает рот уже в Кызыле, возле какого-то магазинчика: «Сейчас выйдет и упадет», – замечает он философски, глядя на тувинку, которая никак не попадет в дверной проем. И точно, она выходит и падает. На часах – 13.00 тувинского времени.

В центре Кызыла бросаются в глаза три монументальных здания: огромное по здешним меркам – республиканского правительства, чуть менее огромное – республиканского парламента и трехэтажное, с величественным подъемом и портиком – национального музея им. Алдан-Маадар (шестидесяти богатырей). В музее имеется постоянно действующая экспозиция скифского золота, добытого 10 лет назад из сенсационного кургана Аржан-2, где было найдено неразграбленное захоронение скифской знати, датированное III веком до н.э. Десять миллионов на сигнализацию и пуленепробиваемые витрины музею дал бывший олигарх Сергей Пугачев, когда еще был сенатором от Тувы. Но вот к золоту как-то не тянуло, вообще, по прошествии времени удивляешься парадоксам восприятия. В голове не осталось ничего краеведческого – ни мезозойских отпечатков, ни окаменелых чудищ, ни местной утвари. Вместо этого память предъявляет довольно странную коллекцию: женский ботиночек, косой, но с претензией – при Советской власти в Туве, как и повсюду, шили-кроили свой ширпотреб. Фото, на котором запечатлен некто военный, а рядом с ним в общем ряду лама, православный батюшка, имам в чалме, шаман в перьевом уборе. Фото сделано в 20-х годах на демонстрации в честь победы пролетариата, которую в Туве вместе праздновали товарищи комиссары и товарищи попы. Интересно, выжил ли кто из «служителей культа» после кровавой бойни, учиненной Советами, когда Тувинская Народная республика в статусе автономной области вошла в состав РСФСР? Тува потеряла независимость, пусть и совершенно формальную, в 1944-м. Последовавшая затем атеистическая зачистка вылилась в повальные убийства шаманов, лам, священников. Рассказывают, что один из шаманов принял форму волка и резал дружинников, как скот, а на месте массовой казни забил девятиструйный источник. Насчет источника – достоверный факт: в Туве такие вещи выглядят даже более достоверными, чем явь за окном.

Еще один экспонат неправильной коллекции – опять-таки фото, на сей раз солдата-освободителя. В этнически выдержанной версии это тувинец в военной форме, на руках балалар (ребенок) в рубашечке и войлочных сапожках. Ощущения непередаваемые, не столько потому, что освободитель неуловимо похож на Сергея Бондарчука в «Судьбе человека». Но даже негр в гимнастерке с солдатской медалью не произвел бы такого сокрушительного впечатления. Просто рядом с этим фото вдруг стало совсем очевидно, что этот край земли для восточно-европейского обывателя – что-то совсем чужое, другая сторона Луны, о которой памяти нет даже в подкорке.

Последний эпизод – экспозиция, посвященная шаманскому погребению. Оказывается, у них были «воздушные» могилы, а потому в тематическом отсеке присутствует помост, сколоченный из простых жердин, высотою метра полтора, на нем будто бы спеленутое тело. Рядом высокая распялка, на ней настоящий ритуальный костюм, тут же порванный бубен, лысая елка и чучело вороны, вселяющие чувство тоскливой пустоты. В углу маленькие фигурки – шаманские куколки-ээрены. У человека, который ведет меня по музею, есть такие же.

 

Синий сундук

Они лежат у него под замком в большом синем сундуке, и без надобности их не достают, потому что они символизируют духов-помощников. В обычной жизни сундук служит столом, за которым мы с Таш-оол Бууевичем Кунга едим разведенную кипятком ячменную муку (это, оказывается, и есть цампа тибетских монахов) или что-нибудь не столь экзотическое, пьем чай с солью и говорим о жизни. Сундук стоит возле окна, на окне – выточенная из лосиного рога фигурка барана («смотри, твой животный»), за окном та самая реальность, которую автор время от времени проверяет: тут она или ее уже снесло ветром непрерывных духосошествий.

Потому что неприметный арендатор комнатки в стандартной пятиэтажке, невысокий ничем не выделяющийся пожилой человек на самом деле – Белый Дракон, шаман, стоящий на высшей ступени их иерархии, – Девятом небе. Конечно, тут хотелось бы сразу рассказать про большие чудеса, дословно привести сокрушительное пророчество о судьбе цивилизации или чтобы там в Туве прямо на глазах «слепые начали ходить, а глухие говорить». Но, увы, ничего такого за пять дней не стряслось. Килограммов пять слетело, но данное чудо уж очень локальное, и виной ему бешеная энергетика этой земли, благодаря которой тувинские семидесятилетние пастухи скачут по горам, как молодые, а жизнь молодых летит стремительно от гульбы до пальбы.

– Гневная мандала, ничего не поделаешь, – авторитетно разъяснил метафизику здешней нищеты, пьянства и преступности один шаман с большим научным аппаратом. – Энергии места провоцируют гневные действия, а не накопление богатств. Борделей нет, потому что вкус гнева горький, а не сладкий, и тувинцы в жизни очень аскетичны. Русский шансон не играют, потому что полно своего, а собак попросту съели.

В трех строках разложив тувинский ребус, шаман с аппаратом посоветовал прочитать его «Краткий очерк вероучения», каковой автор раскрыл с ожиданием народных сказок типа «пошел старик на небо, встретил чудо-нерпу». Ан нет! Вероучение кыргызско-тюркского шаманизма усилиями автора кандидата философских наук Тараса Журбы предстало как вещь живая и сложная. В ней нет ничего, что в научной литературе принято обозначать как «возникшие в эпоху позднего палеолита архаичные верования примитивных народов».

Но сначала изучим матчасть. Кроме веры в вечное Небо, на вооружении у шамана костюм-манчак, на который нанесены разные символы, чтобы духи опознали своего, перьевой убор, чтобы легче летать по небесам разного уровня, металлическое зеркало-кузунгу, с помощью которого от пациента отсекаются демоны, и, конечно, бубен с колотушкой. Бубен – это компактная модель вселенной, нередко внутрь обода вставляется крестовина с зарубками, отмечающими три нижних, три средних и три верхних мира, по которым может проходить маршрут шаманского путешествия. Обтяжка бубна делается из кожи самки оленя, кабарги, антилопы, газели, козы. Во время камлания дух животного ходит вокруг шамана и помогает ему. Козий вариант Таш-оола Бууевича Кунга, который в течение пяти дней штурмовал языковой барьер и объяснял автору разные тувинские сокровенности, категорически не устраивает. Критично он отнесся и к шкуре газели:

– Маралуха нада, маралуха.

 

Символы веры

Теперь верования: они одновременно просты и утонченны, возвышенны и глубоки. Итак, единый Бог шаманов – Вечное Синее Небо – Тэнгри. Другие его имена – Огторгай, космическая пустота, Бог богов; Хайыракан – Медведь, Творец творцов, или Первопредок всех живых существ. Вечное Небо называют Отцом, это тот, кто видит самое себя, вселенское «Я». То, что видит этот Ум, называется Матерью – Землей. Это вселенское «Ты», а также наша родная планета, гигантское живое существо, поддерживающее своей энергией каждого из своих обитателей. Небо и Земля взаимодействуют посредством своего космического танца – времени. Это взаимодействие отражено в космограмме «Инь-Ян», которая есть на костюме каждого шамана.

Центром Вселенной является гора Сумбур, чьи копии – каменные пирамидки Ова, высотой в метр-полтора, украшенные символами стихий, стоят по всей Туве. Центр Вселенной называют также Небесной рекой, которая течет вниз и вверх одновременно, также его принято называть Мировым Древом. Его ветви образуют «Верхний мир», небесный купол, населенный богами и полубогами. «Средний мир» находится в районе ствола. Его населяют люди, животные и духи – хозяева земли и воды. Животные – это существа, которые живут нуждами тела, не имея понятий. Люди являются социальными животными, которые гордятся своим интеллектом. Корни Мирового Древа образуют «Нижний мир». Там живут демоны и обитатели царства мертвых – девяти горячих и девяти холодных адов.

Патроном шаманской традиции, проводником посвящений в тайные знания является всемилостивейший Царь шаманов Даин Тээрг. Его изображают в виде всадника с плетью и луком со стрелами. Его конь – это само время, плеть ускоряет обучение подопечных, а стрелы говорят о том, что все его действия по спасению людей из лап страданий неотвратимо достигают цели. На 8-9 небесах живут самые древние и могущественные из духовных существ – тенгрии. Этих существ в православной традиции принято называть серафимами, а в буддийской – божествами мира без форм. В соответствии с четырьмя основными тенденциями ума, тенгрии образуют четыре группы, называемые по сторонам света – Восток, Юг, Запад и Север. Шаманизм называется Черной Верой, потому что является общностью духов и людей, обладающих набором признаков северной стороны света.

Шестое-седьмое небеса – обиталище Нойонов, или Ханов – Царей. В соответствии с их намерением возникают и гибнут небесные светила, происходят глобальные изменения в жизни людей. Христиане называют эту иерархию ангелами, буддийские космографы – божествами мира форм. Небеса с первого по пятое – это миры духов, называемых заянами (от «заяа» – добрая доля) – ниспосылателями судьбы. Плетение ковра человеческих судеб – их излюбленная игра, где основное правило – лечение человека от чрезмерно серьезного отношения к действительности. Эдзены – хозяева Земли и Воды – имеют небесное божественное происхождение, часто их называют драконами. Они помогают людям поддерживать благополучие территорий. Существуют также духи-ээрены, данные человеку от рождения. Они направляют ход его мыслей и защищают от искушений, которые ему внушает черт.

Наиболее могущественными из бестелесных существ являются бурханы («ангелы» по-русски), а также хозяева Земли и Воды. Именно они призываются в ходе религиозных обрядов и исполняют просьбы верующих.

Силам небесным противостоят демоны, большинство которых очень опасны для человека. Благодаря демонам в человеке развиты способности перестраивать окружающий мир в более комфортный, зато значительно утрачена способность принимать мир таким, как он есть. В итоге человек попадает в капкан противоречия между тем, что есть, и тем, чего хотелось бы, теряет духовное видение и способность к самоконтролю. Демоны провоцируют негативные эмоции и поглощают выделяемую людьми при этом жизненную силу. Первый из противостоящих – Бие Тасрах, демон препятствий, дух сомнений и противоречий. Он внушает человеку чувство неспособности реализовать свои планы, а также преувеличивает грозящие опасности. Бегство от правды или агрессия – это те щипцы, которыми Бие Тасрах пытает людей. Второй демон – Хорлол, отрава, в православии – «прелесть». Он вступает в игру, когда человек не ищет выход из обстоятельств, а прячется в собственную версию происходящего. Служителем Хорлола может быть как мечтатель, полностью ушедший в сладкие грезы, так и завистливый, остроязычный человек, расталкивающий и подсиживающий более талантливых и способных. Третий могущественный демон – Шулмас – это привязанность к позитивным впечатлениям ума. Он закрепощает ум человека тягой к объекту наслаждения, в том числе сексуального, и провоцирует страдание от неспособности его достичь.

Таван Зэтгер («пять чертей») ответственен за гордыню. От него страдают люди, бытие которых выстроено вокруг культа материальных ценностей и чувства превосходства над окружающими. Таван Зэтгер подменяет вертикальную шкалу ценностей человека на горизонтальную, живое чувство бога – на набор догм и условностей, инспирирует культ богатства, причем подъем по социальной лестнице и материальное накопление рассматриваются как дело служения Богу.

 

Экзистенциализм из каменного века

Опять же, гневная мандала. Ее нельзя упускать из виду, даже когда очередной демон подбирается в рассуждении чего бы покушать. В нормальной мандале (буддийская космограмма, отражающая взаимодействие энергий, создающих материальный и тонкий миры), где энергии движутся по часовой стрелке, воздух вдохновляет, огонь поддерживает желание, земля планирует, как получить то, что нравится, а вода выбирает лучший вариант действий. В гневной – ветер дует на воду, а не на огонь, отчего завистливый ум, узнав, что где-то существует лучшее, чем у него, поднимает шторм и зовет на борьбу с несправедливостью. А обломки здравого смысла собираешь потом, если повезет добраться до берега. Поэтому в арсенале шаманизма так много кар и наказаний, а путь совершенствования лежит через обуздание импульсов и использование в мирных целях энергий гнева, обиды, ревности. А для того чтобы человек научился управлять такими разрушительными силами, шаманские небеса щедро сыплют ему на голову ситуации, где подопытный в муках отрекается от наведенных социумом иллюзий и смеется в лицо собственным страхам. Болезни, неудачи, отверженность, утрата надежд выглядят в этой системе как наилучшие способы очищения души. Обратимся к автору очерка: «Шаману настоятельно предлагают сильно разозлиться и растворить свой гнев в смехе, прежде всего, над самим собой…Обращение духов может носить подчеркнуто унизительный характер… Поэтому, зачастую, вера шамана определяется тем, насколько дерзко он может проклинать небеса за те подарки, которыми они его одаряют. Боголюбие – это практически единственная сила в жизни шамана, которая дает ему повод жить. Богохульство зачастую – его единственная молитва. В диком горниле этого парадокса на углях разочарований и в бешеном пламени бушующего гнева рождается и куется клинок его несокрушимой веры, закаляемый ледяным безучастием к тому, что люди называют надеждами на лучшую жизнь».

Фридрих Ницше громко плачет, Сартр и Камю нервно курят в сторонке, автор этих строк вылетает из патетических дебрей, как ядро из пушки. А ведь если подумать спокойно, шаман-философ во многом прав. В самой сути, в сердцевине Тувы скрыт сплав льда и бешенства. Это соединение взаимоуничтожающих начал и дает такие контрасты и разрушительные эффекты. Поэтому картинка бытовая дергается, как в неисправном телеке, восприятие расщепляется на несколько потоков, и привычные иерархии сыплются, как песок.

Земля Тувы одних заряжает яростью, других наполняет смирением, а небо маленькой республики, беспощадное в своей красоте, словно вибрирует на сверхчастотах, запредельных человеческому восприятию. А шаманы – это, видимо, декодеры небесных смыслов и трансформаторы чуждых энергий. Поэтому многие из них спиваются или быстро умирают – энергии-то слишком жесткие.

Да даже на бытовом уровне Тува – это нечто особенное: здесь народ и власть едины в ежедневных практиках абсурда, а жизнь танцует на бритвах пограничных ситуаций. Днем тебя может сбить укуренный водитель, ночью – зарезать люмпен, просто так или за сотовый телефон. Варган возьмем – опять-таки вибрации нечеловеческого спектра, тувинское горловое пение послушаем – даже ролик в Интернете дает такую ясность в голове, что, пусть и на минуты, 100%-ное зрение возвращается давно близоруким глазам.

Все парадоксально, все обостряет чувства, но эта ежедневная провокация сверху покрыта пленкой умиротворенной буддийской созерцательности.

 

Машина времени

– Наташа, ты играешь дунгу-у-р? – спрашивает Кен Хайдер, когда мы отправляемся к аржаану (источнику) недалеко от Кызыла.

Дунгур – это шаманский бубен, у меня такого, конечно, нет, а у Кена есть, и он обтянут шкурой газели. Кен и его вечный спутник антрополог Тим Хадкинсон – это двое пойманных Тувой англичан. Кен – высокий осанистый мужчина, шаман и первый ученик Таш-оол Бууевича Кунга. Их познакомил командир тувинской «шаманской дивизии» Р. Кенин-Лобсан еще в начале 90-х, когда Кунга своими руками строил хурээ (буддийский храм) в родном селе Самагалтай. Кенин-Лобсан привез иностранного туриста посмотреть на местного энтузиаста. Дальше все произошло очень быстро: энтузиаст увидел в англичанине какие-то только ему ведомые знаки, и обратно Кен уехал уже шаманом. Такие вещи случаются редко: вопреки творимой в Туве вакханалии, когда бубновладельцы плодятся, как саранча, и главным является не наличие дара, а взносы в шаманский профсоюз, настоящее благословение небес так же уникально, как уникален яркий талант в любой человеческой сфере.

Камлания Кена подобны его девяти красным менге – они похожи на короткие яростные схватки. Наверное, и духи овладевали Кеном, как хищные звери, в такой же свирепой атаке? Менге (родинки) – в тибетско-монгольской астрологии такой же фундаментальный признак человека, как знак зодиака в западной. Опытный астролог-зурхачи извлекает из этого бездну информации, но даже для полного профана, типа автора этих строк, понятно, что у обладателя девяти красных менге много огня. Это волевой, стремительный прямолинейный человек, прирожденный лидер.

Возле первого нашего объекта – аржаана (источника) недалеко от Кызыла – все происходит так быстро, что едва успеваю схватить фотоаппарат. Таш-оол Бууевич поджигает над костром веточку пекинского можжевельника и звонит в какой-то хитрый двойной бубенец. Кен хватает бубен и начинает лупить в него, как в барабан:

– Earth! Mother-earth

Голос его набирает вдруг такую мощь, что умолкают вечно шумящие деревья. И тут все кончается.

Второй объект нашего посещения – поляна недалеко от большого ова – видимо, является постоянным местом поклонений. Ветки окрестных деревьев буквально унизаны благодарственными шарфами-кодаками, которые подносят обычно в знак уважения. Здесь впервые удается увидеть Т.Б. Кунга в облачении, для шамана его ранга манчак у него достаточно простой, без наворотов. У Кена, кстати, костюм аскетичный, у других учеников Т.Б. они вообще похожи на монашеские черные ризы, но с неизменной диаграммой Инь-Ян. Здесь Таш-оол Бууевич работает с бубном Кена и говорит свое «маралуха нада, маралуха!». А Тим после поворачивает бубен изнанкой вверх и объясняет автору этих строк, как устроен шаманский космос.

Самым впечатляющим был третий адрес – аржаан в горах, куда машина долго ползла по скверной опасной дороге. Здесь мы и встретили пастуха семидесяти с гаком лет, здесь Кен погромыхал своим бубном над моей головой. Теперь понятно, что чувствует ковер, когда по нему лупят выбивалкой, зато потом было легко и хорошо, словно из тебя выколотили всю скопившуюся за год гадость. Аржаан в горах не просто священный, а еще и целебный. На горке стоят специальные бараки, в них летом тувинцы живут целыми семьями и лечатся местной водой. Говорят, недельного курса хватает до следующего года.

А при чем же здесь машина времени? А вот при чем. Уже после второй поездки набиваюсь на интервью, хотя англичане по-русски говорят так себе, а у автора этих строк запас английской лексики на уровне пятилетнего ребенка. Но нам хватило, чтобы поговорить, в том числе о сложных вещах.

Тим и Кен впервые приехали в Россию еще в конце 80-х, угодив на волне перестройки на большой рок-фестиваль. Уже тогда они вместе исполняли импровизации с этническими мотивами: Кен, разумеется, играл на ударных, а вотчиной Тима были электроника, саксофон, кларнет и струнные. Уже в Туве и гораздо позже к ним присоединился народный артист республики, весьма известный здесь музыкант Гендос Чамзырин (бубен и горловое пение).

А второй раз англичан занесло уже в город Новосибирск, где они должны были выступить в академгородке. Что-то там не срослось организационно и, чтобы скрасить иностранцам ожидание, решено было показать местные диковинки. Так музыканты-странники достранствовались до алюминиевых зеркал Николая Козырева, потому что в это время в городке как раз шли опыты Института клинической экспериментальной медицины под руководством академика РАМН В. Казначеева. Целью была проверка идей астрофизика Козырева насчет уплотнения времени в особых вогнутых зеркалах. Астрофизик Николай Козырев при жизни был чуть ли не парией официальной науки, «настоящие» ученые шипели ему в спину, а все потому, что Козырев задумался о природе времени и его взаимодействии с энергией. Он выдвинул теорию, что небесные тела – это машины по выработке энергии, а сырьем для переработки служит время. Время, таким образом, становится физическим процессом, обеспечивающим поддержание жизни во Вселенной, оно может течь с разной скоростью, его можно задерживать, уплотнять и пр. Товарищ Тим и товарищ Кен не дрогнули перед неизвестностью и смело полезли в зеркала – алюминиевые стаканы, сделанные из свернутых в полтора оборота пластин, внутри которых стояли кресла и аппаратура.

Потом писали, что участники эксперимента улетали кто в прошлое, кто в будущее, якобы быстро и трагически погибали. А вот Тим и Кен живы-здоровы, пребывают в редкостном мире с собой, играют сугубую альтернативу, получая в процессе массу удовольствия. Они нашли третьего – Гендоса и создали группу «K-space» («Козырев-космос»), которую легко можно обнаружить в Интернете и послушать. Опять же, Кен встретил учителя и стал шаманом. По словам Тима, зеркало Козырева просто отправило их в детство, из которого они вернулись очень счастливыми людьми.

 

Ущелье Кужеге

Кстати, в архаичных воззрениях примитивных народов тоже имеется гипотеза, что время течет по-разному. Время земли, например, значительно медленнее времени огня, и предсказания в восточной астрологии на этом свойстве строятся. Но с примитивных народов что взять? За ними не гоняется научная общественность с целью засадить в сталинский лагерь или грубо отрешить от любимого дела.

А наше время неумолимо летит к финалу. Оно жмется к серому асфальту, а черный внедорожник, жрущий километры, стремится наступить ему на пятки. Мы летим в самый конец тувинской географии – Эрзинский район, в ущелье Кужеге, на границу с Монголией. Подданные ее Величества королевы Елизаветы II не успели выправить разрешение в компетентных органах, но мы решили рискнуть. Кужеге в переводе с тувинского – «коса»: горы и впрямь кажутся плетеными и сильно напоминают места, в которых разворачивалось действие древнего вестерна «Золото Маккены». Конечно, Кужеге ниже Аппалачей, но сама глубокая долина, где встали эти необычные кружевные стены, словно бы предназначена для всяких укромных дел. Меж двух гор расщелина, за ней несколько извилистых каменных коридоров. В коридорах – целые Барби-города с пластмассовыми замками, машинами, пупсами и даже 500-рублевыми купюрами Банка приколов. У духов этого места просят кто детей, кто машину, кто дом, кто богатство. Мы же – ничего, кроме благословений. Потом начинается обряд, и посредине своих яростных воззваний Кен вдруг замирает с воздетым бубном и стоит без движения. Затем опускает руки, стаскивает с головы перьевой убор, и даже затылок его говорит о глубоком потрясении. Оказывается, на Кена из ущелья хлынул поток огненного цвета. Видимо, духи дали понять, что он услышан и замечен.

На обратном пути заезжаем к брату Таш-оол Бууевича, который живет недалеко от ущелья и работает пастухом. Едва входим в дом, как натыкаемся на двух тувинских великанов в военной форме. Пограничники! С натянутыми улыбками усаживаемся в ряд, подданные английской королевы пытаются слиться со стеной.

– А какой у вас рост? – беспардонно интересуюсь. – Вы, наверное, самые высокие в Туве? Играете в местной сборной по баскетболу? Не играете? Шпионов видите в свои бинокли? А приехали сюда на лошадях? А их у вас много? А верблюды есть?

От этой трескотни пограничники ошалело мотают головами.

– А у нас в Саратовской области был губернатор, который имел личного верблюда и целый зоопарк, и особняк, и самолет, и пароход, а потом он перестал быть губернатором и у него все отобрали – самолет, пароход, особняк, зоопарк и верблюда тоже! – мету на погранцов откровенную пургу.

Они долго молчат, потом один тихо говорит «ча» – хорошо!

– Ча, ча, – смеется другой.

И вот уже отчуждение сломлено, мысль о срочной проверке документов, слава Богу, уходит, а вскоре трогаются в путь и сами погранцы, сев на маленьких лошадок и свесив ноги почти до земли. Жаль, сфотографировать не разрешили.

Вот как бы и все. Где-то в этих диких песках столетия назад обрел радужное тело буддийский монах, неподалеку отсюда – родовые места силы Таш-оол Бууевича, и еще говорят, что в здешних долинах, безлюдных, как марсианские пейзажи, спрятана одна из баз отдыха В.В. Путина.

А в копилке неправильных воспоминаний остается совсем на дне. Вот картина, как смотрим вечером какой-то сериал. Таш-оол Бууевич вздыхает, шепчет «твою мат!» на острых сюжетных поворотах, переживает, когда любовная линия заходит в тупик, а потом затевает дискуссию о том, совсем ли гад вон тот в высокой тулье или это все-таки наш разведчик. А наутро этот человек, так близко к сердцу принявший киношную историю, рассказывает, как поступил с тремя обормотами, решившими, что его можно безнаказанно избить и ограбить:

– Я сказал «ты умрешь» и послал злой дух.

В итоге один обидчик умер быстро, другой сел на семь лет, а в поисках третьего к нему же, к шаману, через два месяца пришла женщина.

– Я не знал, что это его мать, сказал, где в лесу тело лежит. Потом уже узнал, кто она и кого искала.

Еще рассказывает, как работал одно время лесничим и, чтобы гасить пожары, которые специально устраивали браконьеры, просто вызывал дождь. Как впервые в пять лет погадал родичу и сказал, кого тот добудет на охоте. Как еще в годы развитого социализма к нему тайком приезжала милиция, потому что знала, что он видит по фотографиям.

– У начальника районной милиции пропал родич, вся милиция искала, не могла найти. Я сказал, что тело в подвале в том доме, где его видели в последний раз. Нет, говорит, мы этот дом уже весь перевернули. Ищи, говорю, ищи. Получалось, я командовал этому начальнику. У стены, говорю, за домом лопата будет стоять, бери и копай. Они копали, устали, не верили, но на глубине полутора метров тело нашли.

Вспоминается поток пациентов («немножко люди помогаю»), бормотание мантр, плотный, хоть вешай топор, дым от ритуальных воскурений. И горькие слова в адрес современных бубнотрясов:

– Десять шаманов и целителей в одной комнате принимают! Да как такое может быть! Это же силы! Раньше на район два-три шамана активно работали, больше нельзя: духи мешают друг другу.

Конечно, автор неразумно распорядился выпавшим шансом. Мог бы выпросить здоровья или денег, или чтоб ребенок поступил в институт, а вместо этого то бегал с фотоаппаратом, то выяснял отношения с окружающей действительностью. Опять же, центральный образ явно остался нераскрытым. Но на то ведь он и центр, ось, вокруг которой пять дней крутился маленький бедлам, чтобы о нем, о главном, подумать в последнюю очередь. А с другой стороны, когда эта действительность в очередной раз попытается унасекомить и доказать, что ничего сверх обыденности ты просто не достоин, можно вспомнить, что утренние птицы начинают с ноты «соль», что дерево за окном пульсирует, как большое зеленое сердце, что небо над тобой огромно и свободно. Раньше под этим небом жил астрофизик Николай Козырев, про которого вертухаи писали в доносах: «Во время драки заявил, что бытие не всегда определяет сознание». А теперь живет Белый Дракон, от которого, как от Мейстера Экхарта семь столетий назад, Бог никогда ничего не скрывал.


Ваше имя:
Введите Ваше сообщение
Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Со злостью 
Шутливо  Восклицание  Вопрос 
Идея  Скептически 


Открытые тэги:  

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке:
Защита от автоматических сообщений

 

Телепередача RSS

телепередача

22.04.2013 11:30:00
Общественное мнение, 20 апреля 2013 г.

телепередача

09.04.2013 08:54:00
Общественное мнение, 6 апреля 2013 г.

Городской романс с Колобродовым

блоги RSS

36429
Блог Алексея Колобродова
 
Об Анти-Жеглове
Редактор журнала Алексей Колобродов rss 11-03-13, 10:32

13000
Блог Васи Джа
 
Инновационное удовольствие
Вася Джа rss 18-06-12, 10:15

34684
Блог Вячеслава Мальцева
 
Сегодняшние парадоксы
Вячеслав Мальцев rss 01-02-13, 11:21

39623
Блог Шаина Абдуллаева
 
«Полтора Землекопа» о любви к Кирову, корейскому кинематографу и сибирскому панку
Шаин Абдуллаев rss 08-02-12, 11:52

48220
Блог Дениса Жабкина
 
Улица Трамвайная
Денис Жабкин rss 22-06-12, 14:14

54005
Блог Андрея Руфанова
 
Всем спасибо, или саратовский граф футбола
roufanov rss 26-04-13, 09:46

60815
Блог Андрея Штольца
 
Уходящая натура. Обзор рынка коммерческой недвижимости
shtolz rss 17-12-12, 13:10

Частное мнение RSS

«Мне непонятны писатели, которые поддерживают власть»

«Мне непонятны писатели, которые поддерживают власть»

Писатель Роман Сенчин о литературе, протестном движении, необходимости разумного социализма и впечатлениях от Саратова
Автор: Антон Морван
Комментарии (35)
Лучшая по продажам в «Иуда корпорейшн»

Лучшая по продажам в «Иуда корпорейшн»

Предателей вполне предсказуемо ставят на одну доску с проститутками
Автор: Иван Петров
Комментарии (575)
Семеро по лавкам

Семеро по лавкам

В разных странах многодетные семьи, так или иначе, находятся под покровительством государства
Автор: Садет Гашумова
Комментарии (20)
Пир и вампиры

Пир и вампиры

«Бэтман Аполло» имеет все шансы сделаться блокбастером, случись хороший бюджет и смелый режиссер
Автор: Алексей Колобродов
Комментарии (34)

По существу RSS

Раздавленные вертикалью

Раздавленные вертикалью

За 12 путинских лет бюджетная политика правительства разделила страну
Автор: Антон Морван
Комментарии (18)
Оганесян вовремя распродал «Русь»

Оганесян вовремя распродал «Русь»

Участок в центре Саратова занимает «этнографическая деревня»
Автор: Алексей Отрадный
Комментарии (82)
Чем больше люди работают, тем меньше пенсия

Чем больше люди работают, тем меньше пенсия

Эксперты сочли пенсионную формулу правительства РФ антиконституционной
Комментарии (11)
Куда мы «приедем» с такой политикой?

Куда мы «приедем» с такой политикой?

Планы Минфина «оптимизировать» расходы на льготный проезд в электричках ударят по студентам и школьникам
Комментарии (16)






Реклама компаний: