
Появление новых технологий регистрации правонарушений на дорогах города не на шутку взбудоражило саратовских водителей. То ли еще будет – пожимают плечами чиновники, и как это будет – волнуются автолюбители…
Главная новость этого года для автомобилистов – установка на саратовских улицах 16-ти стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушителей правил дорожного движения «Арена». О необходимости этого руководители УГИБДД начали говорить еще весной, а испробовать действие новых технологий на себе рядовые саратовцы смогли уже в июне. Именно тогда были установлены первые фиксаторы на улицах Усть-Курдюмская, Шехурдина и Московская. Ну а водители, которым не посчастливилось увидеть новинку воочию, могли прочитать о ней на билбордах с предупреждениями, установленных ГИБДД. И тут бы искренне порадоваться за город – ведь Саратов наконец-то приобщился к западным стандартам, пусть и позже многих российских регионов! Однако большинство водителей не торопятся ликовать, и на это есть свои причины.
Надо сказать, что система фотовидеофиксации во всем мире считается весьма эффективной в плане увеличения безопасности дорожного движения и предотвращения (а также своевременного наказания) нарушения ПДД. Подобные системы уже довольно долго работают в 17 российских регионах, включая «пионеров» автоматизации – Московскую и Ленинградскую области. Работают весьма успешно, судя по отчетам местных чиновников.
Суть работы такого устройства довольно проста: каждая камера следит за ограниченным участком дороги и автоматически фиксирует нарушения скоростного режима. То есть, говоря проще, фотографирует регистрационные номера проезжающего мимо нарушителя, если его скорость больше установленной. После этого владельцу транспортного средства в автоматизированном режиме выписывается квитанция о штрафе и отправляется по месту регистрации в виде «письма счастья». Также камера фиксирует и другие нарушения – например, выезд на встречную полосу. Принцип по-западному справедлив: нарушил – изволь заплатить положенный штраф. Притом у данной технологии есть еще один неплохой «побочный эффект»: подкупить камеру фотовидеофиксации невозможно, как и уговорить «простить нарушение», а значит, и коррупция будет уменьшаться день за днем. По крайней мере, на тех участках дороги, где установлены вышеупомянутые комплексы.
Еще одна миссия новых устройств – борьба с забывчивыми и безответственными нарушителями. Дело в том, что многие саратовские водители несвоевременно оплачивают выписанные штрафы (порой это делается умышленно, так как по истечении двух месяцев срок правонарушения истекает). В саратовскую базу «Арены» уже внесены регистрационные номера машин, чьи владельцы по какой-то причине просрочили оплату штрафных квитанций. Если в поле наблюдения такой камеры попадает подобный автомобиль, данные немедленно передаются сотрудникам ГИБДД, которые вправе остановить его на ближайшем посту и доставить автовладельца в отдел, где он вынужден будет оплатить штраф в двойном размере – до двух тысяч рублей.
Мнение водителей
Чтобы обрабатывать всю информацию, поступающую с камер фотовидеофиксации, при управлении ГИБДД по Саратову было даже создано специальное подразделение – Центр автоматической фотовидеофиксации. Его сотрудники, собственно, и занимаются подготовкой и рассылкой «писем счастья» проштрафившимся водителям. Этот факт стал причиной жарких споров, разгоревшихся на местных автофорумах. Водители негодовали: «Как может быть эта система автоматизирована, если решение о направлении штрафа все равно принимает человек, и не будет ли результат полностью зависеть от человеческого фактора?». Однако специалисты уверяют, что вмешаться в программу сотрудники центра не могут никоим образом, а потому подделать квитанцию или фото попросту невозможно.
Помимо информации о характере нарушения и размере штрафа, который необходимо уплатить водителю, на квитанции указаны данные о комплексе, зафиксировавшем правонарушение, его место и время, номер постановления об административной ответственности и другие идентификаторы. Что делать, если водитель не согласен, тоже подробно описано в самой квитанции. Таким образом, риск ошибки минимален.
Кроме того, у непривычных к новым технологиям саратовцев появилось много вопросов по поводу эффективности данных технологий. Кто-то из участников автофорумов выдвинул теорию, что эти камеры первые месяцы вообще были установлены в качестве муляжа, так сказать – для запугивания водителей. В общем, поверить в чудо техники на саратовских дорогах удалось не всем и не сразу. До тех пор, пока «письма счастья» не начали приходить нарушителям.
Судя по статистике, за три месяца работы новых устройств было выписано около 5 тысяч подобных штрафов. Кроме того, по словам полицейских, они позволили дисциплинировать водителей на опасных участках дороги. Вот только не все водители согласны с мнением инспекторов – на автофорумах некоторые из них высказывают мнение, что фотовидеофиксаторы только способствуют созданию пробок на тех участках, где они, в общем-то, и не нужны. Хотя бы потому, что там до сих пор регулярно дежурят бригады сотрудников ГИБДД.
– Парадокс в том, что если установить по всему городу подобные камеры, можно вообще упразднить инспекторов ГИБДД в качестве наблюдательной и карательной организации, оставив исключительно тех, кто будет заниматься обработкой информации и обслуживанием систем фиксации, – говорит водитель со стажем Илья Вениманов. – Вот только, как мне кажется, это никому не интересно. Хотя я думаю, многие водители положительно восприняли бы замену полицейских автоматизированными комплексами слежения за нарушителями. Порядка точно будет больше на дорогах, и, может быть, наконец, исчезнет принцип освобождения от административной ответственности особой категории «блатных» водителей.
К слову, присутствие инспекторов на опасных участках дорог, которые уже оснащены камерами фотовидеофиксации, действительно не совсем понятно. Ведь еще одна функция новых технологий – это экономия: эксперты признают, что даже установка дорогостоящих комплексов (а стоимость одного комплекса из двух камер приблизительно 1 млн 200 тыс. рублей) менее накладна для города, чем оплата регулярного дежурства постов ГИБДД. Напрашивается вопрос – если эти технологии настолько эффективны, то зачем подстраховывать их «по старинке» людьми? Ведь сумма на автоматизацию города выходит далеко не маленькая, правда, и выделена она, в общей сложности, в рамках федеральной программы. Опыт соседних регионов (того же Татарстана), к тому же, показывает, что фиксаторы довольно быстро окупают себя за счет нарушителей. Но, честно говоря, представить, сколько штрафов нужно выписать, чтобы окупить хотя бы один комплекс, – страшно, особенно, если учесть, что средний размер штрафа за превышение скорости небольшой (300 руб.), а абсолютное большинство водителей быстро привыкают, что на определенном участке дороги за ними следит «большой брат» и ехать быстрее положенного не следует.
– Посты ГИБДД стоят на этих участках не для фиксации правонарушений, – разъяснил ситуацию саратовский инспектор, пожелавший остаться неизвестным. – А для нейтрализации возникающих пробок. На самом деле, добропорядочным саратовским водителям волноваться незачем – фотовидеофиксация приведет к тому, что справедливость восторжествует даже в отношении тех автовладельцев, которые долгое время чувствовали себя безнаказанными. За выезд на «встречку», к примеру, система прав не лишит, но накажет рублем, и никакие «корочки» или «звонки другу» не помогут. Один раз такой лихач заплатит 5 тыс. рублей, второй раз, а потом задумается, надо ли ему это. Конечно, русский человек везде лазейку изыщет, но можно и на самых хитрых найти управу – к примеру, запретить снимать машину с регистрации, пока ее водитель не оплатит все полученные штрафы. Или же передавать документы с фотографиями, сделанными фотовидеофиксаторами, в ведомства, которые будут разбираться с автовладельцами, по закону, имеющими иммунитет, но переходящими все возможные рамки.
Еще один вопрос, волнующий как водителей, так и пешеходов, – каким образом новые технологии смогут сдерживать лихачей на мотоциклах, которые в последнее время ездят по городу, нарушая скоростной режим, как минимум, на 40-60 км/час. Ведь камеры идентифицируют транспортные средства только спереди – но на мотоцикле регистрационные номера находятся сзади, а определить водителя и вовсе не представляется возможным, если учесть, что на нем специальный шлем. Вопрос тем более непростой, что совсем недавно на Усть-Курдюмской, недалеко от установленного фотовидеофиксатора, произошла страшная авария с участием мотоциклиста, который на огромной скорости столкнулся с проходящим мимо автомобилем. К сожалению, пока остается надеяться на инстинкт самосохранения у саратовских водителей мотоциклов и других транспортных средств класса А.
Против лома нет приема?
Пока наши автовладельцы только-только привыкают к новым технологиям на улицах города, водители других регионов уже давно ищут способ, как избежать ответственности за правонарушения. В Интернете уже появилось довольно много рекламных баннеров с предложением купить «чудо-спрей», который сделает автомобиль невидимым для камер фотовидеофиксации. Дескать, нанесенный на регистрационные номера защитный слой легко отразит фотовспышку, и номер на фото получится смазанным и нечетким, так что установить, кому принадлежит данный автомобиль, будет довольно сложно. Помимо спрея, многие автолюбители называют еще такие средства защиты от фотовидеофиксации, как специальная сетка на регистрационные номера, значительно усложняющая идентификацию автомобиля, пластиковый экран, рамка с инфракрасным излучателем и т.д. Также народные умельцы советуют проходить эти участки дороги на огромной скорости (более 200 км/час) – якобы тогда камера не успеет зафиксировать несущийся мимо автомобиль. Еще один известный миф, распространившийся в Сети (к слову, на местных форумах его также обсуждают довольно часто), – в темноте камеры фотовидеофиксации не работают.
К сожалению или к счастью, но все эти изобретения и советы – абсолютная чепуха, утверждают специалисты. Инспекторами ГИБДД уже было доказано, что ни сетка для госномера, ни чудо-спрей, ни темное время суток, ни большая скорость не являются помехой для регистрации нарушителя. К примеру, как-то полицейские Красноярска провели необычный эксперимент, в ходе которого на регистрационный номер автомобиля была установлена самая дорогая металлическая сетка. Когда автомобиль на скорости
Однако лихачи на этом не останавливаются. Еще один необычный способ ухода от ответственности появился в столице. Московские нарушители решили пойти законным путем по следующей схеме: штраф обжаловался в суде по причине, что за рулем якобы был другой человек. Водители предоставляли номер и данные «виновника нарушения», задача которого была примерно в течение двух месяцев уклоняться от встречи с инспекторами ГИБДД. После этого, собственно, срок давности административного правонарушения истекает и с настоящего нарушителя списывается установленный штраф. К слову, предприимчивые москвичи уже начали на этом зарабатывать – в Интернете появились объявления, где неизвестные предлагают взять на себя вину за определенную плату. К примеру, за правонарушение со штрафом в тысячу рублей они готовы стать виновниками за 300 рублей. Как тут не вспомнить «Золотого теленка» – не перевелись еще в России фунты и остапы!
Несмотря на все сомнения автомобилистов и различные хитрости злостных нарушителей, пытающихся увернуться от ответственности, факты говорят, что фотовидеофиксация – это весьма эффективный инструмент для дисциплинирования движения на дороге. Взять хотя бы небольшой, но показательный саратовский опыт – всего за несколько месяцев работы на оборудованных камерами участках дорог стало безопаснее: водители привыкают к соблюдению скоростного режима и стараются не лихачить и не подрезать окружающих, и уже одно это многого стоит. «Все правильно сделали! Лишь бы эффективность была»,– осторожно подводят итог саратовские автолюбители.
Перейти к обсуждению на форуме >>