
Поговорим о трудностях, возникающих при взыскании задолженности с бюджетных организаций. Имея на руках вступившее в законную силу решение суда, кредитор должен быть готовым побороться за его исполнение.
Как большинство граждан и юридических лиц, взыскатель направляет исполнительный лист в службу судебных приставов. Пристав делает запросы в регистрирующие органы (ГИБДД, Федеральную регистрационную службу и т.д.) о наличии имущества в собственности предприятия. Материальных активов, как правило, у должника не оказывается вовсе либо их недостаточно для погашения суммы долга, поскольку бюджетные организации не являются собственниками находящегося у них в оперативном управлении, хозяйственном ведении и т.д. имущества.
На практике расчетные счета у таких должников если и есть, то денежные средства фигурируют в них крайне редко. Получив отрицательные ответы из регистрирующих органов, а также ответы из банков, свидетельствующие об отсутствии денег на счетах должника, приставу-исполнителю ничего не остается как вынести постановление о невозможности исполнения исполнительного документа и вернуть его взыскателю. На наш взгляд, подобная практика возможна, поскольку Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и нормы Бюджетного кодекса не позволяют судебному приставу-исполнителю повлиять на исполнение документов о взыскании долга с бюджетной организации.
Описанный выше способ по взысканию денежных средств нельзя назвать перспективным.
Наиболее эффективным и проверенным на практике способом вернуть то, что вам причитается, является следующий алгоритм действий:
1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (например, Управление федерального казначейства, комитет по финансам, далее — УФК).
2. УФК не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в УФК информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
4. В случае неисполнения должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в УФК, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя, а также приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к недобросовестному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок то, что с него причитается.
Несмотря на тот факт, что Бюджетный кодекс РФ подробно детализирует действия государственных органов при обращении взыскания на бюджетные денежные средства, на практике часто возникают ситуации, при которых казначейство бездействует или каким-либо способом противодействует осуществлению выплаты.
В случае, если прошло три месяца с момента предъявления исполнительного листа, а результата нет, необходимо подготовить заявление о признании незаконными бездействия, выразившегося в неуведомлении о неисполнении должником исполнительного листа в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и обязать Комитет финансов приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Приостановление операций на лицевых счетах должника является мерой принуждения, которая применяется к нарушителю бюджетного законодательства.
В итоге неисполнение исполнительного документа влечет парализацию деятельности организации.
Сложившаяся судебная практика за последние годы показывает, что указанный механизм воздействия на казначейство является действенным способом и дает стопроцентную гарантию взыскателю на получение денежных средств.
Как видно из описанной схемы обращения взыскания на средства бюджета, процесс является длительным, деньги будут возвращены взыскателю, но вопрос «когда» — остается открытым.
Заместитель директора Службы Правовой Поддержки «ОЛИМП»
Марина Алексеева