
Рубрика: Теневой кабинет
Приближающиеся выборы, даже несмотря на свою предсказуемость и безальтернативность, заставляют правящий класс и его партию разражаться популистской риторикой. Судя по всему, сиюминутные подачки государство начнёт компенсировать целой массой непопулярных законов, которые вступят в силу в 2012 году. Стоит только новому старому президенту сесть на престол, как 1 июля в полной мере заработает закон о бюджетных учреждениях, и «оптимизация» (то есть сокращение) числа школ, больниц и библиотек, которая и сейчас втихую идет в регионах, станет очевидной для всех. На недавнем инвестиционном форуме в Сочи премьер Владимир Путин и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказали о планах ежегодного повышения тарифов на электроэнергию и газ для населения в 2012—2014 годах на 10—12% и на 15% соответственно. Начало роста тарифов запланировано также на 1 июля, в то время как традиционно повышение происходит с 1 января, дабы не раздражать электорат перед избранием премьера президентом. Не стоит забывать и о росте дорожных штрафов, особенно для таксистов, которые в будущем году должны будут отдавать государству тысячу рублей за не выданные пассажирам чеки, а за перевозку пассажиров и грузов без соответствующего разрешения — 5 тысяч рублей. Плюс перманентные слухи о повышении пенсионного возраста…
Ну а у нас, грешных, изменилась церковная структура. Проходивший 5-6 октября в Москве Священный синод РПЦ постановил образовать в пределах Саратовской области Саратовскую митрополию, в которую теперь входят три епархии — Саратовская и Вольская, Покровская и Николаевская, а также Балашовская и Ртищевская. Заслуживающим внимания событием стал круглый стол в пресс-центре газеты «Коммерсантъ — Средняя Волга», на котором обсуждалась идея расширения границы Саратова. На федеральную, региональную и муниципальную темы мы говорим с нашими экспертами.
1. Будет ли государство после думских и президентских выборов реализовывать непопулярные меры — сокращение бюджетных учреждений и социальных расходов, повышение пенсионного возраста, увеличение штрафов и т.д.? С чем это связано?
Ольга Мартынова, блогер
Мне кажется, что любое государство старается отложить проведение непопулярных в народе реформ на послевыборный период. И в этом нет ничего необычного. Другое дело, что в России выборы имеют свою специфику: согласитесь, если мсье Саркози будет реализовывать антисоциальные меры, французы его, скорее всего, просто не выберут. У нас же, несмотря ни на что, «Единая Россия» и конкретно Владимир Владимирович на протяжении десяти с лишним лет набирают 80, а в отдельных субъектах и все 120 процентов. И никакие урезания бюджетных расходов, коммерциализации образования, монетизации льгот, ментовской беспредел etc не в силах поколебать эти рейтинги. Кстати, упомянутый мсье Саркози президентом Французской республики после вызвавших народный гнев законов, например, закона об увеличении пенсионного возраста, в 2012 году вряд ли станет, а вот в том, что Владимир Путин в мае следующего года будет присягать на Конституции РФ, сомнений нет ни у кого. И тут возникает резонный вопрос: зачем вообще заморачиваться какими-то, с позволения сказать, выборами, повышать на три копейки пенсии, делать популистские заявления из серии «за все хорошее, против всего плохого», в общем, развивать бурную деятельность в преддверии дня голосования с целью получить максимальную поддержку избирателей, если имена победителей известны заранее? К чему и для кого устраивается спектакль? Если вспомнить, что своеобразные в России не только выборы, но и сам электорат, то такое, на первый взгляд, ненужное соблюдение ритуала, как способ легитимации режима, отчасти обретает смысл. Только сегодняшняя ситуация существенно отличается от положения дел не только десять, но даже три года назад. Сейчас в нашей стране остается все меньше людей, действительно поддерживающих «Единую Россию», а растущее раздражение этой партией все труднее становится скрыть. Поэтому перед грядущими выборами ведущая и направляющая прилагает все силы, дабы сохранить остатки минимально положительной репутации, и «антисоциалка» — это не про нее. Тем не менее, непопулярные реформы Россию после думских и президентских выборов ждут, несомненно. Во-первых, за время т.н. «нулевых», когда нефтяные цены работали на власть, позволяя ей завоевать дешевую популярность, накопилось огромное количество системных проблем, которые, в отличие от личных или корпоративных, никто из уполномоченных на это людей решать не собирался. И финансы позволяли, но нет, правительство дождалось, пока количество перешло в качество. Сюда же можно отнести и пенсионную реформу, предполагающую повышение пенсионного возраста. С одной стороны, в России демографическая яма и дефицит бюджета, и если все оставить как есть, то через 15-20 лет все доходы, не зависящие от сырьевой конъюнктуры, будут тратиться исключительно на выплату пенсий. С другой, – средняя продолжительность жизни в РФ повышения пенсионного возраста никак не предполагает: замкнутый круг получается. Некоторые чиновники, в отличие от популистов, стремясь защитить себя и свою партию от политических рисков, не скрывают решимости прибегнуть после выборов к непопулярным мерам. Надвигающаяся же вторая волна кризиса, боюсь, сделает эти меры непопулярными вдвойне.
Василий Синичкин, депутат Саратовской областной думы, заместитель секретаря регионального политического совета «Единой России»
Если государство пойдёт на непопулярные меры, тогда действительно может наступить беда. Но скажу одно — этого никогда не сделают. Мы уже неоднократно проходили, как неоднократно сокращали правительство, министерства, всё остальное… Но, тем не менее, они все, как грибы, росли в ещё большем количестве. Непопулярных решений не будет, точнее, если такие решения будут приниматься, то выхлопа никакого не будет.
Борис Шинчук, председатель Общественной палаты Саратовской области
Трудно однозначно сказать, что может быть. Может быть всё, но что касается увеличения пенсионного возраста, то это мне более понятно: ведь сегодня, на мой взгляд, у нас реально не хватает квалифицированных рабочих рук. И гораздо лучше привлекать наших людей, чем иностранную рабочую силу. Рабочие-мигранты из стран СНГ – они ещё с советским менталитетом, как-никак знают русский язык, что хоть как-то объединяет их с нашей культурой. Но если к нам приедут какие-нибудь пакистанцы, турки, малазийцы и т.д., при всём моём уважении ко всем народам, это люди с другим менталитетом, не знающие языка, они просто будут разрушать нашу культуру. А если увеличить пенсионный возраст в связи с тем, что у нас всё-таки демографический кризис (хотя сегодня и есть некоторые улучшения), то мы как-то прикроем эти дыры в рабочих местах. Поэтому, я думаю, увеличение возраста выхода на пенсию вполне возможно.
Что касается сокращения бюджетных расходов на социальную сферу, на мой взгляд, в случае принятия того или иного решения, всё будет взвешиваться. Это же не просто так, если кому-то что-то захотелось… Всегда в таких случаях всё заранее хорошо взвешивается.
2. Ради каких целей, на ваш взгляд, Священный Синод решил образовать Саратовскую митрополию, в которую теперь входят три епархии?
Лонгин, митрополит Саратовский
Священный Синод РПЦ принял решение об образовании двух канонических структурных единиц на территории Саратовской области, а также определил кандидатов в архиереи, которые были представлены мной и избраны в состав Священного Синода. В ближайшее время состоится их хиротония, то есть возведение в сан епископа.
Я не открою секрет, если расскажу, что предложения по территориальному принципу формирования новых епархий в области были даны мною. Принцип их формирования — удобство управления и самодостаточность территорий, удобство их окормления новыми архиереями. Также одним из главных принципов формирования епархий, естественно, являлось наличие большого кафедрального города, а также удалённость от Саратова.
Случившееся не является чем-то уникальным в современной истории русской церкви. Только на последнем Синоде, состоявшемся 5-6 октября, было утверждено 10 новых митрополий. Несколько епархий были разукрупнены и в то же время объединены в новую структуру, которая не нова для Русской православной церкви: митрополия, или митрополичий округ, — промежуточное территориальное объединение нескольких епархий в составе одного патриархата существовало ещё в очень далёкие времена, буквально в первые века церковной истории. Вопрос о возвращении в Русской церкви подобной практики поднимался неоднократно, начиная с XVII столетия. Последний раз этим занимался поместный собор РПЦ, проходивший в 1917-1918 годах — во время революции. Тогда было принято решение, что епархии РПЦ нуждаются в разукрупнении. Эта проблема очень давняя, потому что действительно ни в одной поместной православной церкви мира нет епархий, протяжённость которых составляет сотни и тысячи километров, как это было до недавнего времени у нас, в России. Население на территориях таких епархий достигало сотен тысяч и миллионов человек. Для сравнения — самые большие епархии в таких православных странах, как Румыния и Болгария, не насчитывают более 100, от силы 200 тысяч человек. Ну а епархии в Греции, по нашим меркам, совершенно карликовые — есть епархии, в которых 10-15, максимум 30 тысяч человек. Если делить по таким критериям нашу Саратовскую область, то епархий на территории региона будет несколько десятков. Могу привести в пример Грузинскую православную церковь. Сегодня в Грузии живёт где-то чуть больше трёх миллионов человек, но сегодня там 38 епархий. Понятно, что ситуация, исторически сложившаяся в РПЦ, давно требовала какого-то разрешения, и сейчас этот процесс идёт.
Константин Халин, корреспондент ИА «Взгляд-инфо», кандидат философских наук
По всей видимости, в силу обычных организационно-хозяйственных причин, назрела такая необходимость, как образование на территории Саратовской области новых епархий РПЦ и, соответственно, объединение их в митрополию. Число приходов растёт, плюс к этому церковь прирастает не только численно, но имущественно и инфраструктурно, реализуются новые направления деятельности. Большое внимание уделяется, в частности, благотворительности, устраиваются курсы подготовки сестёр милосердия etc. В силу вышеперечисленных причин каким-то образом нужно контролировать и организовывать работу. Отсюда, по всей видимости, и преобразования.
С моей точки зрения, это внутреннее дело церкви, хотя многие опасаются, что переструктурирование будет означать увеличение бюрократического аппарата. Говорится, в частности, и о том, что духовенство должно быть ближе к мирянам. Насколько это будет успешно реализовано, покажет время.
3. Как вы относитесь к идее расширения границ Саратова? Какие плюсы и минусы даст практическое воплощение этой идеи?
Олег Грищенко, глава Саратова
Идея в целом актуальная. Насчет Энгельса хочется сказать словами из песни: «не нужен нам берег турецкий», так как исторически, ментально Саратов и Энгельс — разные города. Их объединение будет искусственным и никаких проблем не решит: мост новый не вырастет, пробки не рассосутся.
Другое дело — присоединение части Саратовского района. Ведь главная стратегическая угроза для развития Саратова сегодня — транспортный коллапс. В ближайшие 3-4 года он наступит, и город встанет окончательно. Проблему решать придется комплексно. Одно из ключевых направлений — СКАД: Саратовская кольцевая автодорога. Она пройдет по Саратовскому району, и было бы логично уже сегодня приступить к проектированию, попросить в федеральном бюджете деньги под этот проект, получить техническое обоснование и начать работу. В этом случае идея объединения Саратова и части района получит реальное наполнение и стратегический смысл.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: возможность городов, население которых превышает 1 миллион человек (а за счет объединения с Саратовским районом так в Саратове и будет), участвовать в федеральных программах, предназначенных именно для городов-миллионников. Например, в программе по водоснабжению мегаполисов.
Кроме того, можно будет говорить и об увеличении доходной части городского бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы. В зависимости от тех границ, которые в случае принятия такого решения будут установлены, в черту городского округа могли бы попасть, скажем, такие крупные налогоплательщики, как ТЭЦ-5, совхоз «Весна» и другие, сегодня находящиеся в Саратовском районе. Но даже если они окажутся вне границ города, в любом случае изменятся поступления по тому же земельному налогу, 100% которого идут в городской бюджет. Увеличатся и неналоговые платежи за счет, например, земельной аренды.
В целом увеличение доходов бюджета позволит нам осуществлять финансирование всех мероприятий в рамках своих полномочий в значительно большем объеме. А это (что очень важно, в первую очередь, для жителей пригородов Саратова) — новые возможности развития инженерной инфраструктуры. Не секрет, что в таких поселках, как Красный Октябрь, Пристанное, Тепличный и других, сегодня серьезные проблемы, например, с водоснабжением и водоотведением. Город же в рамках появившихся полномочий сможет всерьез заняться этими вопросами.
И, наконец, возрастет инвестиционная привлекательность города, в том числе, за счет изменения разрешенного вида использования ряда земельных участков. Например, земли сельхозназначения, сегодня никем не используемые, можно будет передать в рамках изменений Генерального плана под мало- и среднеэтажную застройку. Это, безусловно, привлечет инвесторов. У нас сегодня есть два перспективных направления для строительства — это район пос. Солнечный и Усть-Курдюмское направление. Здесь из-за перемещения зон малоэтажной застройки можно было бы расширить площади строительства многоквартирных домов.
Хочу только подчеркнуть — что бы мы сейчас ни говорили об объединении, этот вопрос можно решить только в ходе проведения соответствующего референдума.
Николай Аржанов, художник, краевед
Любой город имеет тенденцию к расширению. Это совершенно естественный процесс. Если такое решение будет принято и повлечёт за собой развитие транспортной инфраструктуры – плюсы очевидны. Если как обычно приоритет будет отдаваться сугубо строительству отдельных жилых массивов без развития путей сообщения и социальной инфраструктуры, получится как с посёлком Солнечным и другими окраинными микрорайонами, именуемыми в народе «дырой».
Расширение административных границ — это вопрос не градостроительного характера, а административного управления.
Если Саратов будет выходить за пределы объездной дороги, это естественно. Любой город, в том числе и Саратов, если посмотреть исторически, начинался с небольшой крепости. После последнего переноса Саратова на правый берег, его границы были в пределах современной Музейной площади. Потом он постепенно дорос до Октябрьской улицы, а затем — до Соборной. В конце XIX — начале XX века район Крытого рынка был окраиной Саратова, но город разрастался, разрастался и разрастался. В начале XX века Саратов увеличился до границ современного центра, а затем стал развиваться по направлению нынешнего Заводского района, сильно вытянувшись вдоль Волги. Уже в середине прошлого века появился Ленинский район, то есть город стал расти в северо-западном направлении. В Ленинском районе была осуществлена архитектурная концепция линейного города: если обратить внимание на проспект 50 лет Октября, можно увидеть, что с одной его стороны располагается жильё, отделённое от проезжей части рекреационной зоной, а с другой – промышленные предприятия. Позже Саратов стал меняться за счёт спальных районов.
Сегодня Саратов прирастает за счёт Волжского района, то есть развития северо-восточной части. Тенденция такова, что в ближайшее время будет развиваться Юбилейный посёлок. Территориальное расширение абсолютно закономерно и неизбежно для любого живого города.
Перейти к обсуждению на форуме >>