Рубрика: Менялы
С января в «Общественном мнении» новая рубрика - «Менялы». Под ней будут публиковаться блиц-интервью с двумя профессионалами, которые в разное время занимали одну и ту же должность в государственных, муниципальных или силовых структурах с начала работы нового губернатора – с марта 2005 года. Цель рубрики – определить самую удачную кадровую замену в новой истории региона. Победителя будут определять читатели. Проголосовать за наиболее удачную замену вы можете на сайте журнала «Общественное мнение» om-saratov.ru. Итоги мы подведем в конце 2007 года.
Цель блиц-интервью – представить зарисовку, характер, примерный портрет «бывшего» и «настоящего» чиновника, силовика. Эта зарисовка должна служить скорее не основанием, а некой подсказкой, ориентиром для выбора.
Первыми участниками блиц-интервью стали Мария Комарова и Ольга Галкина. Они обе занимали должности пресс-секретаря губернатора и председателя городского комитета по общественным отношениям. При этом Марию Комарову в обоих случаях сменяла Ольга Галкина.
Ольга Галкина
- Чем работа в бизнесе отличается от работы во власти?
- У меня опыт работы с властными структурами появился раньше, чем я попала в правительство. Еще когда работала журналистом парламентского пула, в политической редакции «РИА-Новости». Сейчас познала специфику работы изнутри и могу сказать, что основное отличие в том, что на административных должностях бюрократия часто отвлекает от основной цели. Чтобы что-то сделать, нужно десять подписей собрать… С другой стороны - во власти люди более организованные, чем в медийных кругах. Там, например, коллеги могут спать до 11 утра. В любом случае, многое зависит от человека. Если он может организоваться и приспособиться – будет проще и удобнее. Я смогла, хотя по своему «рабочему происхождению» - из журналистов, человек больше медийный, чем чиновник. Хотя мне нравится заниматься не только журналистикой, но и government-relations.
- Чего стоит имидж губернатора Павла Ипатова?
- Павел Леонидович – человек сам по себе харизматичный, твердый, жесткий. Поэтому специально «лепить» из него образ «друга детей» было не нужно. Пиарщики просто скорректировали спичрайтинг, поведение при общении с прессой. И если проанализировать публикации в газетах, телесюжеты, можно заметить, что он сильно изменился в лучшую сторону, стал охотнее общаться с прессой. Журналисты московского правительственного пула мне рассказывали, что он стал одним из «хорошо говорящих» политиков.
В имидже губернатора многое зависит от него самого, так что демонизировать пиарщиков – не стоит. Павлу Ипатову, прежде всего, нужен был пиар региона на уровне страны и позитивный образ области в глазах ее жителей. В личном пиаре он не был особенно заинтересован. Даже если взять нашумевшую историю с поездками губернатора по саратовским мусоркам – это была скорее вынужденная мера. Если Павел Леонидович знает, что его личное присутствие может придать ускорение решению проблемы – он это присутствие обеспечит.
- Вам приходилось врать в пиаре?
- Это бесполезно. Если начать откровенно «лепить зайца», когда-нибудь это выплывет. Можно усилить определенные штрихи и сгладить другие. Когда пиарщики начинали работать с губернатором, поняли, что особенно сглаживать нечего.
- Вас журили за то, что про Павла Ипатова выходили негативные материалы?
- Как руководитель он вел себя корректно. Так, чтобы вызвал к себе в кабинет и начал «чихвостить» – такого не было. Он понимал, что добиться положительных оценок его работы во всех СМИ – не под силу пресс-секретарю. Журналисты ведь - народ своеобразный. Не получил нужный комментарий – может написать, что все безобразие творится с молчаливого согласия губернатора… Павел Леонидович никогда не позволял себе затопать ногами, приговаривая за Щедриным: не потерплю. На откровенно заказные публикации – отвечал быстро и достаточно резко, но в истерику не впадал. Критические аналитические материалы – принимал к сведению.
- Журналисты – это братья по разуму или пираньи пера?
- Я была и по ту и по эту сторону баррикад. Есть и те и другие. Я скорее бы разделила журналистов на профессионалов и непрофессионалов. А братья или акулы – понятия слишком оценочные.
- Вы расценили переход из пресс-службы губернатора в администрацию города как повышение?
- Я не смотрела, какую мне дадут должность, машину. Я отнеслась и отношусь к работе, как к проекту. Стремления подниматься вверх по чиновничьей лестнице у меня нет. Но сам переход на должность председателя комитета администрации – это повышение. Теперь моя работа связана не только с прессой, но и с общественными отношениями. Я получила больше возможностей и полномочий, больше свободы в действиях.
- Нет ощущения, что власть вас использует в своих интересах?
- Если по каким-то причинам моя «административная» карьера закончится раньше, чем я предполагаю, это не будет трагедией. Чиновничьего комплекса у меня нет. И если через несколько месяцев меня уволят - не обижусь. Я примерно представляю себе несколько секторов, где я могу работать. Скорее всего, вернусь в Москву или уеду в другой город Приволжского округа.
- Кто лучший руководитель для пресс-секретаря, пиарщика: Ипатов, Грищенко или Романов?
- О Павле Ипатове у меня хорошие воспоминания, а по поводу остальных - пока хорошие ожидания.
Мария Комарова
Чем работа в бизнесе отличается от работы во власти?
В бизнесе есть четкие критерии оценки работы - экономические показатели, выраженные в конкретных цифрах, – прибыль, рентабельность, доля рынка и пр. В чиновничьей службе такого четкого и понятного мерила эффективности нет. Поэтому среди них достаточно много тех, кто просто с 9.00 до 18.00 перекладывает бумажки, получая при этом весьма неплохие деньги. Когда я пришла на должность руководителя пресс-службы, попыталась привнести именно тот самый главный в бизнесе принцип работы – ориентир на результат, насколько, конечно, это было возможно. Помог опыт работы гендиректором телекомпании и радиостанции, где я вполне успешно организовывала работу почти 100 человек.
Чего стоит имидж губернатора Павла Ипатова?
Известный призыв «Верьте только делам» можно смело взять за критерий оценки всякого созданного или приобретенного имиджа. Имидж, репутация – это как бренд в бизнесе. Стоит очень дорого, на его создание требуется много сил, времени и средств. В деньгах выразить невозможно. При этом многое зависит от самого человека. Сегодня, при таком развитии PR и GR технологий, можно и из «ежа» сделать «орла», раскрутить и «пустышку», но всегда существует опасность возникновения эффекта «голого короля». Хотя грамотный PR, качественное информационное сопровождение – особенно в сочетании с «качественным объектом» – вещь действительно полезная.
Когда Павел Ипатов вступил в должность губернатора, идеологический блок, по его мнению, необходимо было серьезно сократить. Главное, как он считал, – это результат работы, который непременно увидят и оценят. Но потом достаточно быстро понял, что даже за год-два-три невозможно изменить все кардинально, чтобы все при этом были довольны. И есть два варианта: либо информационно сопровождать свои действия, свою политику, быть во главе этих процессов, либо – сопроводят за тебя.
Вам приходилось врать в пиаре?
Врать нельзя, но можно и нужно расставлять акценты в подаваемой информации, активнее продвигать те месседжи и идеи, которые тебе нужны и выгодны в данный момент, работать на опережение, чувствовать информационные угрозы и по возможности их нейтрализовывать.
Вас журили за то, что про Павла Ипатова выходили негативные материалы?
Губернатор умный, интеллигентный человек. Он с людьми всегда на «Вы». Только если случилось что-то невообразимое, переходит на «Ты». Это показатель. Со мной на «Ты» не переходил. Он понял законы медиа-рынка очень быстро и эмоционально реагировал только на те публикации, в которых явно было передергивание фактов или недостаток информации, исходящей от пресс-службы. Нулевая реакция была на информационный мусор, на откровенную «заказуху».
Журналисты – это братья по разуму или пираньи пера?
Журналисты - это партнеры и коллеги. Я почти со всеми и сейчас поддерживаю хорошие отношения, и очень ими дорожу. Нужно понимать, что есть личные отношения и политическая конъюнктура. Когда в одной газете регулярно появлялись негативные отзывы о работе губернатора, было понятно, откуда ноги растут. Можно было разругаться с главным редактором и с автором этих публикаций. Но зачем? Потом ситуация и расклад сил может измениться…
Вы расценили переход из пресс-службы губернатора в администрацию города как повышение?
Однозначно, как повышение. Должность заместителя мэра выше по иерархии, и у меня появилось больше самостоятельности.
Нет ощущения, что власть вас использует в своих интересах?
Я ушла сначала из правительства, а затем и из администрации не потому, что не справлялась с работой, а из-за политической конъюнктуры и исторической целесообразности... Мы наемные работники, и наш основной капитал – профессионализм, репутация и доброе имя. Этот капитал я сохранила. Возможно, в последней ситуации я и была участником игры «больших» людей. Но мне всего 30 лет, я в начале своего пути. Придет время, сама буду принимать такие решения. Надо философски относиться к происходящему – что-то должно закончиться, чтобы начаться чему-то новому… Мне было интересно работать в правительстве и мэрии. И я не считаю, что полностью реализовалась «во власти». И если будут предложения работать в госструктурах, возможно, соглашусь. Несмотря на то, что много денег там не заработаешь.
Кто лучший руководитель для пресс-секретаря, пиарщика: Ипатов, Грищенко или Романов?
Все субъективно. Что касается меня лично, то кроме вышеназванных я не могу не упомянуть еще одного имени - Вячеслава Володина. Именно он был для меня первым человеком, «в орбите» которого я начала работать на этом поприще. И могу сказать следующее – что касается PR и политических технологий (коль мы об этом сейчас говорим), то здесь ему нет равных, он сам - блестящий профессионал в этой сфере. Недаром даже его недоброжелатели называют его «византиец» - это подчеркивает изощренность и гибкость его ума, интуицию и прозорливость. Ему, на мой взгляд, вообще не нужны в штате профессиональные пиарщики, лишь грамотные, толковые исполнители, способные тонко прочувствовать идеи шефа и максимально точно, профессионально и со вкусом их реализовать, не испортив при этом замысел. Таких, кстати, тоже еще поискать надо.
Что же касается упомянутых вами руководителей, то самые яркие впечатления остались от работы с губернатором. Тогда был некий драйв - начало новой жизни в губернии, большие ожидания, огромные планы, все на высокой ноте, с невероятным энтузиазмом и самоотдачей….
Перейти к обсуждению на форуме >>